Не секрет, что приоритетными видами спорта в Ярославской области сегодня являются футбол, волейбол и хоккей. Соответственно развиваться и достигать успеха им легче. А вот все остальные ярославские спортклубы выживают, как могут. Невероятно, но при низком финансировании их команды умудряются попадать в Высшую лигу. К подобным феноменам относится и мотоспорт.
Еще лет 15 назад в области насчитывалось шестнадцать мотоспортивных клубов. Сегодня из них остался один единственный - “Автомобилист”. Он не имеет даже адреса, потому что располагается в бывшем овощехранилище на Нижнем поселке. Первоначально костяк ярославских мотоспортсменов – Николай Костянов, Сергей и Дмитрий Куликовы, Валерий Гриднев, Игорь Бурмистров, Валерий Моисеенков и другие – находился под крылом спортивно-технического клуба “Шторм” при Ярославском судостроительном заводе. Завод прекратил финансирование, и клуб распался, но ребята сумели образовать новый с переходом в статус негосударственного учреждения дополнительного образования “Мототехнический клуб “Автомобилист”. Учредитель его – АО “Яроблтранс”. Площади 540 кв. м на территории АТП вполне хватало для хранения и ремонта мотоциклов, автобуса, подсобок, небольшого тренажерного зала. Ощущалась и помощь автотранспортников (ремонтом, горюче-смазочными материалами), поддержка комитета по физической культуре и спорту мэрии г. Ярославля и областного совета РОСТО.
Тогда, в 1994-1995 г.г., были приобретены первые иностранные мотоциклы марки “Хонда”. Появилась возможность выступлений на Всероссийских соревнованиях, выступать среди команд мастеров... В дебютном, 1995 году ярославцам удалось завоевать 4-е место в первой лиге, в 1996 г. - второе место и путевку в Высшую лигу. Там команда “Автомобилиста” не затерялась, в следующем году заняла пятое место. Такого же результата удалось добиться и в Суперкубке России. Пока это потолок достижений ярославских мотогонщиков.
Мотоцикл - не мяч,
отвертка -
не клюшка
Тогда же стало очевидно, что необходимо развивать массовый (в том числе и детский) спорт. Иначе высоких результатов ждать не придется. Особенно это относится к такому сложному виду спорта, как мотокросс. Прежде чем ребенок сядет за руль, он два-три месяца ходит вокруг мотоцикла, моет, изучает его, затем (еще на неработающем мотоцикле) проверяется его умение сидеть в седле, параллельно проводится обучение при помощи видеокурса.
“Мальчишки сейчас никому не нужны, их затягивает улица, - говорит директор клуба Николай Алексеевич Костянов. - В чем наш спорт имеет преимушество по сравнению с футболом, хоккеем и другими видами? Отгоняв мяч на поле или шайбу на льду, отбегав десятилетиями по дорожкам стадиона, обычные спортсмены, грубо говоря, больше ничего и делать-то профессионально не умеют. Наши воспитанники как минимум знают, как держать в руках отвертку, молоток, знают, что такое мотор, карбюратор... Кроме того, одним только мотоциклом их тренировки не ограничиваются: бег утром и вечером, занятия в спортзале, днем – трасса. Мы спокойно отправляем ребят в армию: они подготовлены к службе физически. Помню случай, когда наш Станислав Малышев на третьем месяце службы выиграл первенство батальона – быстрее пробежал, дальше гранату метнул…”
В клубе воспитываются целые поколения, семьи. Например, семья Куликовых (Дмитрий, его брат Сергей, сын Евгений, а ранее и супруга Элеонора). Не забывают его и друзья, ветераны. Приезжают получить дополнительную порцию адреналина. Подполковник ГИБДД Евгений Константинович Белугин (имеет первый разряд по мотокроссу) рассказал: “Спорт патриотический, воспитывает волю, характер, мужество. Этим людям надо песни слагать. Они настолько бескорыстно преданы своему делу. Только благодаря им мотокросс сохранен в городе и, самое главное, сохранена команда. До армии судьба свела меня с этими ребятами, но полностью заниматься им не было времени, т. к. это не только езда на мотоцикле, но и физическая подготовка: штанга, бег… Хотя очень увлечен этим спортом. Сегодня в любое свободное время спешу на трассу. На большие соревнования далеко ездить времени не хватает, но в ярославских как ветеран участвую всегда. Если человек научился управлять спортивным мотоциклом, то он в совершенстве овладеет любым транспортным средством. Его характеризуют максимальная внимательность, концентрация, ориентация, принятие правильного решения в экстремальной ситуации. Ведь сорокаминутная гонка - это экстремальные условия. Кто прошел эту школу, может “чай пить” хоть на самосвале, хоть на мерседесе…”
Победу куем своими силами
Кроме ярославской команды лидерами мотоспорта в стране сегодня являются команды Сибири, Урала и Пензы. В первых регионах, что называется, есть средства - нет подготовленных спортсменов. Неоднократно ярославскому клубу поступали предложения выступить за ту или иную область, но и тренеры, и спортсмены в этом вопросе патриотично-солидарны, отвечают отказом. Да и легионеров никогда не брали. На всех соревнованиях побеждают своим составом. В 2000 г. подающий большие надежды Евгений Куликов стал призером этапа Чемпионата России. До этого таких достижений в ярославском мотоспорте не было. В зимнем Кубке России опять он же вместе с Валерием Моисеенковым взяли четвертые места. На состоявшемся летом втором этапе Первенства среди команд – мастеров Высшей лиги в г. Ноябрьске Валерий стал бронзовым призером. Соревноваться приходилось не только с россиянами, а с украинцами, прибалтами, которые на договорной основе участвуют в гонках, а набираться опыта ездят в Германию, Голландию.
“Партизанские”
времена
У клуба был прекрасный потенциал, но с конца 2000 г. он попал в “опричнину”. Спортсменам пришлось оставить помещение. Финансирование клуба “секвестировали” по самое “не балуйся”, более девяти месяцев сотрудники клуба не получали зарплату. Самовыживание стало целью клуба. Спортивные успехи на этом фоне просто не котировались. Шанс получить призовое место в Высшей лиге был упущен. На Чемпионат России 2001 г. команда не поехала. В никуда ушли семь лет упорных тренировок.
Сегодня все финансирование мотоклуба Высшей лиги составляет меньше одного процента от финансирования средней хоккейной команды. На квартал выделяется для участия в соревнованиях всего 10 тыс. рублей. Требуется же (для участия в самых важных стартах) не менее 40 тысяч. Родители покупают детям бензин, снаряжают необходимой провизией, иногда сами возят их. На выездах команда никогда не пользуется услугами гостиницы, живут в автобусе, еду варят на костре. А на сэкономленные деньги приобретают запчасти.
Сейчас в клубе занимается 16 человек. Есть тренеры с тридцатилетним стажем. “На сегодняшний день мы имеем три мотоцикла 1999 г., остальные 1996-1997г.г., а рабочих всего семь. Покупка запчастей к старому мотоциклу встанет в пять раз дороже, чем купить новый, – говорит Николай Костянов. - На старой технике показывать результат сложно. А стареет спортивный мотоцикл быстро: более трех лет на нем выступать нельзя, если ставить перед спортсменом высокие цели. Приобретение новой модели обходится от 4 до 6 тыс. долларов. Цилиндр, которого хватает года на два, стоит 300-400 долларов. Безопасность стоит на одном из первых мест: без хорошего шлема и бот, перчаток, нагрудника и очков ни один наш тренер не посадит спортсмена на мотоцикл.
Трассы на сегодняшний день клуб тоже не имеет. Территория самодельной неофициальной трассы на Нижнем поселке в ноябре застроится коттеджами. Официальная трасса досаафовская в карьере на Московском проспекте находится очень далеко от клуба. Когда дети начинают учиться, сложно успеть все сделать: переодеться, доехать, покататься, помыть мотоцикл.
А нужно-то всего от полутора до трех километров серпантина, пять гектар вполне достаточно. Получали мы предложение провести у нас гонку Высшей лиги, но нам даже пригласить-то некуда. Ежегодно проводим обычные гонки, но в этом, наверное, не потянем”.
При всем этом мастера кроссового мотоцикла умудряются оставлять за спиной соперников из регионов куда более “благополучных” в смысле мотоспортивной инфраструктуры. Самое значимое событие в этом году – Кубок ветеранов, на нем Валерий Гриднев стал бронзовым призером, а до этого уже дважды был серебряным.
На первенстве России этого года ребята “Автомобилиста” взяли два призовых места. В свободном классе Валерий Моисеенков получил только третье место из-за сломавшегося на четвертом заезде мотоцикла. Если бы не поломка, ярославская команда завоевала бы все лидирующие места. В итоге первое, третье, четвертое, пятое и восьмое места остались за нами.
И еще. Совсем недавно проходил Чемпионат Мира по мотокроссу, где у нашей страны не нашлось достойных представителей. Возможно, этот печальный факт как-то обозначит проблему для заинтересованных людей, и ситуация наконец изменится к лучшему.
Авто-мото
Уже стало традицией проводить крупные соревнования по автомодельному спорту на ярославской земле.
В прошлом году в Ярославле проходил Чемпионат России. В августе 2003-го город примет Чемпионат Европы. Целая череда общероссийских соревнований по автомодельному спорту состоялась на ярославском кордодроме и этим летом. Удобство расположения, гостеприимство, новый высококлассный кордодром Ярославля и хорошее впечатление от проведения прошлых соревнований сыграли решающую роль в выборе российского города.
История
Автомоделизм - интеллектуальный вид спорта. В нем важны не столько технические навыки, сколько знания законов физики. Говорят, зародился он во времена Второй Мировой войны на территории оккупированной Франции. При общей экономической разрухе французам было нечем заняться, и они придумали соревноваться с немцами в построении автомоделей.
После войны, в 1949 году, появилась Европейская федерация автомодельного спорта, стали проводиться чемпионаты Европы. В 1980 г. в нее входило десять государств, в том числе и Россия (с 1973 г.). Позже появилась и всемирная организация (WMCR), куда вошло уже 20 государств.
В России расцвет этого вида спорта пришелся на семидесятые годы. Занимались им многие по принуждению – Партия велела. Но были успехи общероссийского и мирового уровня. С началом перестройки наметился спад в автомодельном спорте. Сильнейшие регионы (таковым была и Ярославская область) в этом виде спорта выжили, а слабые, что занимались «из-под палки», отошли. А сейчас, по словам директора ЯОДЮОО ''Моделист'' Владимира Кригера, автомоделизм вновь набирает обороты. Хотя до его расцвета, какой был в 1973- 75 гг. еще далеко. Сам Владимир Кригер является одним из известных спортсменов нашей области, он чемпион Европы. Сейчас автомоделизмом увлекается и его двадцатилетний сын, который на многих соревнованиях занимает призовые места. Показательно, что в автомодельный спорт сейчас втягивается больше молодое поколение. Но увлечение это не дешевое. На конструирование одной мини - машинки у спортсменов уходит минимум год, а стоимость готовой, как у обычного автомобиля - не менее 2000 долларов.
Борьба обычно бывает очень упорная. Зачастую победитель не может определиться до последнего момента. Результаты оцениваются в пяти классах: 1,5; 2,5; 3,5; 5 и 10 см в кубе.
Гран при России
8 –9 июня на автомодельном кордодроме (ул. Подзеленье), в плане подготовки к международным соревнованиям, проходил Гран при России. Организаторами, как в других соревнованиях, выступили - Ярославский областной Совет РОСТО, ярославская областная детско–юношеская общественная организация ''Моделист'', Комитет по молодежной политике и Комитет по физической культуре и спорту мэрии г. Ярославля.
На соревнования приехали сильнейшие автомоделисты, чемпионы Европы, Мира, представители - Санкт–Петербурга, Тамбова, Краснодара, Пензы, Тюмени и других. Четверо автомоделистов из северной столицы входят сегодня в сборную России. На соревнованиях был представлен элитный класс скоростных моделей.
Победителями Гран при России стали:
В командном зачете: команда Санкт–Петербурга - первое место (набрав в сумме 2650 очков), из Тамбова – второе (1274) и наша область - третье (1170).
В личном зачете по классам:
Класс: 1,5 см. в куб.
1 Дмитриев Павел г. Тамбов
2 Карпузиков Сергей Московская область
3 Ройбу Леонид С.-Петербург
5 Крылов Дмитрий Ярославская область
2,5 см.
1 Усанов Андрей С.-Петербург
2 Ройбу Леонид Санкт-Петербург
3 Кригер Дмитрий Ярославская область
3,5 см.
1 Соловьев Евгений Санкт-Петербург
2 Кригер Владимир Ярославская область
3 Ройбу Леонид Санкт-Петербург
7 Щербаков Виктор Ярославская область
5 см.
1 Павлов Юрий Санкт-Петербург
2 Соловьев Евгений Санкт-Петербург
3 Волков Владимир Ярославская область
7 Струнин Сергей Ярославская область
10 см.
1 Фурсо Константин Санкт-Петербург
2 Аксимов Игорь г. Тамбов
3 Дмитриев Павел г. Тамбов
5 Мельников Сергей Ярославская область
Первенство
На проведение состязаний организаторам понадобился не один день. Еще бы ведь на Первенство России, что проходило 3-5 июня, съехались 65 мальчишек из разных уголков страны. Каждый из них готовился в мастерской несколько месяцев, кропотливо оттачивая каждую деталь своей модели.
Как известно, весь подсчет скорости вплоть до тысячных долей в данных соревнованиях ведет компьютер. Поэтому при всей эмоциональности состязаний огорчений по поводу несправедливого судейства у маленьких спортсменов не возникало.
Кстати говоря, основное отличие детских моделей от взрослых в резонаторе, увеличивающем мощность двигателя. Вернее, в его отсутствии. Для того, чтобы построить резонатор, необходим определенный опыт, появляющийся с годами. Естественно, школьники обладают пока только знаниями, приобретенными на уроках физики в школе. Их недостаточно для создания своего, авторского резонатора. Поэтому, чтобы первенство не шло под девизом «Кто лучше сделает копию со взрослой модели», резонатор в юношеских соревнованиях отменен вообще. Несомненно, скорость у таких моделей ниже, но зато они сделаны полностью самими маленькими участниками.
Ярославские автомоделисты были представлены детско–юношеской общественной организацией «Моделист». Почти все ребята занимались в секции около трех лет и ни разу не становились победителями в подобных соревнованиях. Исключение составил лишь Алексей Николаев, выступавший в классе Е-5 (3,5 куб. см), который уже неоднократно становился призером. Однажды даже был Лауреатом Президентской премии. Его результат в этих состязаниях - 196,291 очка! Благодаря ему третий год подряд наша область лидирует в этом классе. Сейчас Алексей после окончания школы готовится поступать в Технический университет.
В первенстве из пяти зачетных классов в четырёх победили ярославцы: Фроловский Михаил (3 место в классе АМ-1, 1,5 куб. см) – 176.656 очков. В классе АМ-2 (2.5 куб. см) сразу два наших призера –Пелевин Тимофей (194.135) и Краев Андрей (182.594). Класс Е-1 (1.5 куб см) - Кулянов Вячеслав – 192.607 и Крылов Дмитрий Е-2 (2.5 куб. см) – 205.891.
В командном зачете после лидера - Ярославской области (всего в сумме 1500 очков) с солидным отрывом второе место заняла Ростовская область (1052), третье - Омская (921) и сильнейший среди взрослых автомоделистов город Санкт-Петербург - лишь четвертое – 822 очка.
Чемпионат России
На прошедшем 6-7 июля Чемпионате России приняло участие около шестидесяти сильнейших спортсменов страны. Всего для состязаний было выставлено 80 автомоделей.
Как на Гран–при России в июне, в командной борьбе и почти все первые места по классам завоевали спортсмены из Санкт–Петербурга. Ярославской области тоже удалось войти в тройку сильнейших – третье место.
В классе Е -1 первое место занял Карапузиков Александр (г. Электросталь).
Во всех остальных классах призерами стали санктпетербуржцы: Усанов Андрей, Герасимов Виктор, Фурсо Константин, Соловьев Евгений. В классе Е-3 второе место завоевал Волков Владимир (Ярославль).
В классе Е –5 второе и третье места распределились среди ярославцев – Кригер Владимир и Кригер Дмитрий.
В начале августа после короткого отдыха наша команда спортсменов - автомоделистов вновь отправится на Чемпионат Европы в Германию. А нам остается ждать 2003 года, когда спортсмены со всей Европы приедут в Ярославль и покажут поистине увлекательное зрелище.
Как «запор» «мерс» обгоняет
Утро накануне международных гонок. Судья придирчиво осматривает красные флажки на трассе. Владельцы «Суббару», «БМВ» и «Фольксвагенов» любовно смахивают несуществующие пылинки с машин. Фанаты спорят о шансах фаворитов. И вдруг подъезжает ядовито-желтый «Запорожец» и встает рядом с иномарками. Зеваки с изумлением сообщают друг другу, что «запор» тоже будет участвовать в гонках, а несколькими минутами позже в шоке смотрят, как с каким-то даже реактивным звуком «Запорожец» лихо обгоняет иномарки и становится лидером заезда.
Эта полностью реальная история с завидной периодичностью повторяется с ярославским преподавателем училища №11 Александром Воробьевым. Его машина только выглядит как «Запорожец», а своей начинкой практически во всем схожа со схемой «Порше» — признанным лидером ралли Лондон — Сидней. На асфальте машина легко держит 140 километров в час.
Понятно, что такие скоростные характеристики появились у «Запорожца» не благодаря заводу-изготовителю. Александр потратил несколько лет, чтобы создать свой чудомобиль. А все потому, что скромный студент технического университета, а позднее преподаватель автодела в профессиональном училище №11 еще с детства, таская за собой по песочнице игрушечный автомобильчик на веревочке, мечтал о настоящей гоночной машине. Но денег, сами понимаете, преподавателям училища платят немного, «Порше» за десятки тысяч долларов не купишь. Тогда Воробьев решил сделать такую машину собственными руками. А в 97-м году и случай подвернулся удачный.
Смесь бульдога с носорогом
Надо сказать, что в успех задуманного Александром никто не верил. И машины, которую можно переделать, не было. Но как раз в это время сестра Воробьева из Москвы прямо на Красной площади перевернулась на своем желтом «Запорожце». Стал автомобиль битый чуть не всмятку — в общем, покупать даже за смешную цену никто не хотел. И в гараже ее держать невыгодно — только место занимает. В общем, сестра решила подарить «Запорожец» Александру — и он свою мечту осуществит, и машине все равно уже хуже не будет.
А автомастер Воробьев действительно классный. Он обратил внимание, что, как это ни странно, компоновочная схема «Запорожца» во многом похожа на схему автомобиля марки «Порше», машины чрезвычайно дорогой и редкой. И Александр решил свести различие до минимума, причем обращая внимание не на внешние проявления, а исключительно на внутреннее содержание, «душу машины».
— Вместо разломанного при аварии родного мотора установил 1600-кубовый двигатель, сменил стартер на более соответствующий движку. Использовав специальную план-шайбу, состыковал жигулевский двигатель с запорожской коробкой передач. Для этого изменил схему: сделал выход для карданного вала, отделил коробку передач от редуктора заднего моста, которые у «запора» совмещены, и вынес из коробки и установил вперед главную передачу так, что она оказалась перевернутой вверх ногами, — в таком положении зубья работали на захват. Модернизировал мост: поставил на него стабилизатор поперечной устойчивости от «Москвича» и реактивные вазовские штанги, чтобы сделать машину более устойчивой на поворотах, — делится секретами «перепланировки» Александр.
Шедевром этой дикой, но весьма эффективной солянки стало совмещение деталей «Оки», «Москвича» и «восьмерки» в передней подвеске моста. Затем мастер сделал свой «Запорожец» полноприводником.
Осталось приделать крылья
Надо сказать, что описала я только малую толику того, что сотворил со своим «Запорожцем» Воробьев. Результат превзошел даже его смелые ожидания. Уже впервые появившись на международном ралли «Медведь», чудо-автомобиль выступил вполне достойно, хотя и не занял первого места.
Красотой новорожденная машина не отличается — по вмятинам желтой крыши угадываются следы достопамятной аварии, да и безошибочно определяемая форма «Запорожца» далеко не поражает изяществом линии. Но это мастера не беспокоит — по его мнению, главное для машины, как и для человека, не внешность, а душа. И на достигнутом Александр останавливаться не собирается: в его планах — замена двигателя на 2000-кубовый движок.
— А потом приделайте ей крылья. Только это еще осталось, — по-доброму шутят коллеги.
Джип ярославского производства
На любовно созданной машине Александр по городу не ездит — бережет для гонок. Для обычных поездок недавно купил другую машину — «Таврию». Не удивлюсь, если ее со временем тоже превратят во что-нибудь такое-эдакое, тем более что у Александра подрастает 13-летний сын, который полностью разделяет увлечение отца. Хорошо, жена Воробьеву попалась терпеливая — ждет долгие дни и вечера, когда ее мужчины пропадают в гараже...
Последние гонки, в которых принимал участие Александр, назывались «Ярославич»и проходили в нашем городе. Участники уже знали о том, что будет некий «Запорожец-Порше», и бурно приветствовали его криками и овациями: Воробьев стал в Ярославле своеобразным символом мастерства, кумиром начинающих автолюбителей.
А вот Александр Викторович Апенко, превративший свою синюю «Волгу» в джип, известен гораздо меньше. Может, потому, что в первую очередь обратил внимание на форму, а не на содержание: внешне его машина — джип, а внутренне как была «Волгой» р 5970 А, так «Волгой» и осталась. Шофер по специальности, он постоянно читал соответствующую литературу, в том числе журнал «За рулем», и однажды решился на эксперимент с самым дорогим, что у него есть, — с собственной машиной. Теперь на его синем автомобиле крыша от «жука», капот от «жигуленка», остальное самодельное. Кузов машины, к примеру, полностью самодельный. Сам варил, а главное, подгонял детали, что, сами понимаете, было совсем непросто. Синяя, яркая, эффектная, машина сразу бросается в глаза на дороге, люди на улице завистливо оглядываются. Но переделал ее Апенко не ради красоты, а для удобства.
— Могу загрузить в джип 700-800 килограммов груза, — гордо рассказывает Александр, — плюс ко всему здесь пять мест пассажиров. Очень удобно на дачу ездить, картошку возить. Жаль только, что регистрации много при переделке оформлять нужно — волокиты много, на каждую детальку отдельную бумажку оформи и за все заплати. Уже кажется, что я на то, чтобы сделать, меньше сил потратил, чем на оформление.
Такие вот два уникальных случая — с Александром Воробьевым и Александром Апенко. Выбирайте сами, что вам больше нравится — форма или содержание, желтый «Запорожец» или синий джип. А по мне, так оба случая достойны похвалы — здорово, когда у тебя есть нечто эксклюзивное и полезное, чего нет ни у кого другого, и тем более приятно, если ты сделал это «нечто» своими руками.
В ралли принял участие 61 экипаж (122 человека). Более половины участников приехало из Москвы и московской области, два экипажа - из Иванова, остальные 22 представляли Ярославль. Среди них были и профессиональные гонщики и просто любители. Четыре экипажа выставили инвалиды. Приняли участие в соревнованиях и женщины. Но все они входили в смешанные экипажи. Сугубо женских команд, как ожидалось, на старт не вышло.
Проходило ралли в трех местах города (на Советской площади, возле стадиона Спартаковец и напротив завода ''Лакокраска''). Первоначально участникам необходимо было выполнить задания и показать свое искусство вождения автомобиля. Затем трасса выходила далеко за пределы Ярославля. Некоторые из участников доехали до Тутаева (у каждого экипажа был свой маршрут). Вот тут-то пришлось призадуматься москвичам, которые не знают нашей местности. Но, тем не менее, основные призовые места достались им. Ведь главным на маршруте было умение обращаться с автомобилем.
Москвичам подобное участие в соревнованиях обошлось в 2-3 тысячи рублей на экипаж (включая расходы на бензин, проживание, взносы). Для сравнения: участие в профессиональных гонках обходится каждому автогонщику в 100-200 долларов (дороже подготовка машины, выше взносы). Узнали большинство участников из Москвы о ралли из Интернета. В столице, кстати, любительские соревнования проводятся чуть ли не ежемесячно. Но вот с января ничего подобного не происходило, поэтому многие рванули к нам. И настолько им понравилось, что на награждении они со словами благодарности преподнесли непосредственному организатору ралли ''Ярославич'' Елене Сергеевне Тарасовой цветы и сказали, что с удовольствием примут участие в следующих гонках.
В двух классах (они определялись объемом двигателя) все три призовых места достались москвичам. В третьем, где объем двигателя составлял 2200-2500 куб. см., два первых места получили ярославские экипажи: Алексей Соловьев – Денис Соловьев и Андрей Смирнов – Андрей Староверов.
Кроме кубков и грамот, были вручены поощрительные призы от спонсоров. Заломаевым Владимиру и Александру (семейный экипаж - отец-сын), показавшим лучшее время среди ярославцев, спонсор (Ярославский Шинный Завод) преподнес полный набор автошин.
До того, как провести соревнования, среди членов оргкомитета состоялся разговор, о том, что любительские ралли необходимо проводить регулярно. После финиша идею подхватили участники и спонсоры. После подведения итогов, организаторы решили устраивать ралли ''Ярославич'' два раза в год. Следующее планируется провести в октябре ко Дню автомобилиста.
Наш сильнейший экипаж - Тимофей Воробьев и Сергей Козлов - на ВАЗ-21083 закончили гонку с лучшим результатом в своем классе А-8. В абсолютном зачете они уступили лишь трем экипажам: из Екатеринбурга, Москвы и Саратова, выступавших в классе машин с более мощным двигателем (Мицубиси-лансер и Субару-Импреза).
- Тимофей, твое участие в ярославском ралли - дань уважения родным пенатам, или календарная гонка в сезоне-2002?
- Ралли "Медведь" - один из этапов Кубка России. Это соревнования определенного уровня. Как гонщик первого рейтинг-листа российской федерации автомобильного спорта, я на "Медведе" зачетных очков не получал. Эта гонка была для меня тренировочной перед очередным этапом чемпионата России. 2 марта стартует ралли "Снежная Карелия" в Петрозаводске. Прошедшая домашняя гонка - возможность проверить себя и машину перед этим важным для нашего экипажа соревнованием.
С другой стороны, мы, конечно, не могли не принять предложение об участии в ярославском ралли от его главного организатора - фирмы АППОЛО, с которой давно находимся в тесном взаимодействии.
- Какие-нибудь неожиданности были в итоговом распределении мест?
- По тому как складывалась гонка, наше четвертое место в абсолютном зачете - результат вполне закономерный. Спецучасток этого ралли на озере Неро под Ростовом был длинный по километражу и прямой по направлению. Трасса там не имела никаких ограничений. Я имею в виду снежные брустверы, или что-то иное в этом роде. После оттепели и перепадов температуры ледяная поверхность водоема была гладкой как зеркало. На таком участке хоть робота посади на более скоростной автомобиль, и он будет первым. Если пространство трассы не ограничено по ширине, естественно преимущество имеют машины с большим объемом двигателя.
Получилось, что на этом спецучастке соревновались не гонщики, а "Мицубиси" и "восьмерки". Я это не к тому, что у меня какие-то претензии к организаторам. Гонка в целом была организована прекрасно. Просто на всех остальных участках мы боролись на равных даже с "Мицубиси" и "Субару", и еще не известно какое бы место заняли в итоге, если бы не ширь да гладь озера Неро, где нас и обошла первая тройка абсолютного зачета.
А относительно первого места в своем классе могу сказать, что... не хотелось бы показаться нескромным, но здесь у меня не было никаких проблем. Три минуты отставания от нас второго места в классе - по меркам ралли это много.
- В чем вообще отличие ралли от других видов автомобильного спорта?
- Гонка в ралли проходит по естественной трассе, а не по идеальной или специально затрудненной. Как правило, это участок обычной дороги: грунтовой или асфальтовой. Зимой, разумеется, своя специфика, связанная с температурой, снегом и так далее. В ралли для гонщика больше возможности для импровизации, неожиданного для соперника маневра. Ведь гонка проходит и днем, и ночью.
У этого вида автоспорта есть и свой недостаток - ограниченная зрелищность: в ралли во время гонки постоянно присутствуют острые моменты, но зрители их не видят из-за удаленного от населенных пунктов расположения трассы.
Что же касается умения водить машину, то в ралли это качество ценится выше, чем в других видах автогонок.
- Кстати, насчет машины... Наверное, вспоминаешь после финиша есенинские строки: "ты жива еще моя старушка?.."
- Да уж... Я со штурманом Сергеем Козловым на ней с 1996-го. Можно сказать, мы с ней породнились за это время. Наша ВАЗ-21083 изготовлялась в тольяттинском Автоцентре специально для ралли, и мы на ней откатали уже не одну тысячу километров.
В автоспорте успех на пятьдесят и больше процентов зависит от класса машины, поэтому гонщик постоянно находится в противоречивой ситуации. Он как жену любит машину, на которой выступает в данный момент, но всегда мечтает о более классном автомобиле.
На "Медведе", конечно, нашей восьмерке досталось. До ралли в Карелии я должен сделать машине необходимую профилактику. Иначе и стартовать там стоит. Что ж, пройду, как обычно, по городу с шапкой в надежде, что кто- нибудь поможет и в этот раз.
В начале февраля перед этапом чемпионата страны - столичном ралли "Русская зима-мороз" нам помог Моторный завод. Хотелось бы поблагодарить Владимира Григорьевича Савельева. Гонку в Москве мы выиграли в своем классе, оставив позади наших главных соперников на Пежо-106.
Помощь для участия в "Медведе" нам оказал областной совет Росто. Спасибо Александру Юрьевичу Аргунову.
Кто поможет нашему участию в карельском ралли пока не знаю. Кредит надежности машины на сегодняшний день - ноль. Доеду я на ней до финиша или не доеду, зависит в данный момент не от меня как гонщика. Единственное, что я могу делать в такой ситуации - это меньше давить на гашетку, беречь коня. А это заведомо проигрыш. Да и кому нужна такая гонка?..
В Карелии меня ждет очередная дуэль с очень сильным питерским пилотом Игорем Громовым и его Пежо-106. По сумме прошедших в этом году этапов чемпионата России я пока его опережаю. Всего на два очка. Это совсем небольшая фора. Если учесть разницу в классе авто между Пежо и ВАЗом, то для меня итоги предстоящего ралли "Снежная Карелия" будут зависеть от технического состояния "моей старушки" и госпожи удачи.
Из 62 стартовавших гонщиков до финиша смогли дойти лишь 28. Протяженность трассы составляла 60 км от Москвы до Раменского, включая и так называемые специализированные участки. Победа не была легкой. «В первый день гонок вследствие разразившейся метели даже многие лидеры в личном зачете умудрились посидеть в сугробах. На следующий день снег сменился дождем, но мы сумели оторваться от москвичей, занявших второе место, на значительное время», - рассказал Т. Воробьев. В результате в зачетной группе ярославцы набрали 9 очков и заняли первое место, а в абсолютном зачете – восьмое (4 очка), что в сумме дало 13 очков и позволило выбиться в лидеры чемпионата. Ближайший конкурент – ленинградский экипаж Громов - Богатырев – имеет в своем активе 11 очков. Но впереди еще пять этапов (Карелия, Новороссийск, Сочи, Ростов-на-Дону), следующий пройдет в г. Петрозаводске. Чемпионат «Русская зима - мороз» продлится вплоть до ноября 2002 г.
Следует напомнить, что Тимофей Воробьев уже четырежды становился чемпионом России по авторалли в зачетной группе. В прошлом году с чемпионата серебряные медали увезли и наши ярославцы А. Староверов и С. Стептянин.
В эти выходные оба экипажа можно будет увидеть в небезызвестной гонке «Медведь», проходящей у нас в области в рамках Кубка России.
Сейчас городской автомобильный клуб переживает не самые лучшие времена. После того как из ведения АО «Автодизель» его передали в муниципальную собственность, спортсменам приходится выживать самим. Деньги на интересный, но дорогой вид спорта зарабатывают организацией курсов для подготовки водителей. Хотя и местные власти нынче обещают в долгу не остаться: на поддержку автогонщиков в этом году выделена строка в местном бюджете.
В минувшие выходные в Тверской области прошли соревнования по экзотическому и редкому пока в России виду спорта – гонкам на внедорожниках. Ярославскую область на этих состязаниях представлял автогонщик Сергей Михеев. У нас пока только два человека всерьез занимаются гонками на внедорожниках. Накануне соревнований мы встретились с Сергеем и попросили его рассказать об этом виде спорта.
«Гонки на джипах в России появились значительно недавно — где-то лет десять назад, — начал рассказывать Сергей, — сам я «заболел» этим видом спорта в 1999 году, когда на столичном «Экзотик-шоу», где выставлялись редкие и антикварные машины, познакомился с московским гонщиком Астафьевым. До этого я уже работал в автосервисе, ремонтировал джипы, был у меня и свой старенький «Паджеро», на котором в первый раз выехали на соревнования в Луховицы. Штурманом был тоже ярославец, Александр. Для новичков мы показали неплохой результат — заняли 12-е место, а участвовало в соревнованиях 150 экипажей».
В следующий раз Сергей уже выступал на России — это традиционный чемпионат джиперов, который ежегодно проходит в Ленинградской области, под названием «Ладога». К соревнованиям готовились очень серьезно. Над джипом «Вранглер», на котором Александр выступал на России в 2001 году, колдовали полгода. Полностью заменили систему подвески, колеса, переделали мосты. И в результате обошли всех и заняли первое место в спортивном зачете.
Гонки на джипах — это не просто ралли по бездорожью. Крупные соревнования, как правило, длятся около десяти дней и включают в себя несколько этапов: это ралли, где главное — скорость; трофи, где нужно пройти различные препятствия — ехать по камням, воде, по грязи и болотам и даже взбираться на крутые скалы. Далее триал, своеобразное фигурное катание на джипе, где главное — точно выполнить заданные фигуры и набрать как можно меньше штрафных очков. Бывают еще разные специфические старты. Например, гонка в карьерах, дюнах и даже... в мелиоративной канаве. Каждый день заездов имеет свое название, иногда даже очень поэтическое. Например, «мытарства в мелиоративной канаве». На «Ладоге-2001» этот день гонки стал последним для одного американского джипера, который накрепко засел в этой самой канаве, так что даже с помощью лебедки не удалось его вытащить. Два трейлера сломались, пока вытягивали из канавы тяжелый джип, и гонщику пришлось провести в этой канаве целых 4 дня!
А на соревнованиях «Арктик-трофи» автомобиль «Нива» чуть не уплыл в открытое море! Гонщик, которому нужно было преодолеть водную полосу препятствий, слишком быстро заехал в воду. Как раз в это время начался отлив, машина оторвалась от дна и... поплыла. Спасла экипаж лишь быстрая реакция штурмана: он выпрыгнул из салона, доплыл до берега и вытянул машину с водителем.
Много казусных ситуаций бывает во время заезда с ориентированием на местности, когда экипажу дают карту с отмеченными на ней точками — пунктами, которые необходимо пройти. Бывали случаи, когда экипажи пропадали на 8 — 10 часов и возвращались на финиш лишь к ночи. Случилось подобное однажды и с Сергеем, когда штурман указал на неправильный поворот, и через 80 километров, вместо того чтобы достичь переправы, машина выехала... к плетню колхозного огорода. Пришлось в срочном порядке возвращаться обратно, но драгоценное время было уже упущено.
Помимо официальных соревнований гонщики зачастую устраивают небольшие, «частные» состязания, или, как их называют джиперы, «покатушки», на которые также съезжаются экипажи со всей страны. В прошлом году, к примеру, Сергей устраивал такие соревнования в честь своего дня рождения. Гонки носили гордое название «Партизан» и проходили в карьерах неподалеку от села Мордвиново.
Помимо российских гонщиков в них участвовало три экипажа из... Китая. С китайскими джиперами познакомились случайно — на смотровой площадке в Москве, на Воробьевых горах. Семеро китайцев, проделав 10 тысяч километров от Пекина до Москвы на странных машинах китайского производства, которые представляли из себя смесь «уазика», «Вранглера» и «Чероки», были тут же приглашены на гонки в Ярославль. Обойти российских джиперов китайцам не удалось. Лишь один экипаж смог войти в пятерку сильнейших, за что водитель получил в качестве приза огнетушитель.
Гонки на внедорожниках для российской провинции пока еще недоступная экзотика. Поскольку по затратам джиперы перегоняют даже горнолыжный спорт, который традиционно считается самым дорогостоящим. Стоимость снаряженного по высшему классу спортивного джипа может доходить до 300 тысяч долларов.
Однако питерские и московские спортсмены все же могут позволить себе принимать участие даже в международных соревнованиях за счет богатых спонсоров, а любители-одиночки ограничиваются, конечно, более скромными машинами, но затраты огромны даже для коммерсанта средней руки. К примеру, чтобы снарядить к соревнованиям джип стоимостью 14 тысяч долларов, надо потратить где-то 24 тысячи баксов. А иначе нет смысла выезжать на гонки. «Подготовка машины — это 80 % успеха в гонках, остальные 20 зависят от прокладки, которая между рулем и сиденьем», — шутят гонщики.
А потому тем, кто, как Сергей Михеев, «заболел» этим видом спорта, приходится нелегко. «Один мой знакомый, — рассказывает Сергей, — очень хотел поехать на гонки, но денег, чтобы подготовить машину, не было. Тогда он дождался, когда жена с ребенком уедут отдыхать, на деньги, которые семья копила на покупку дачи, купил... 4 колеса и поехал на гонки».
Ничего удивительного в этой истории нет, если учесть, что одно спортивное колесо для внедорожника стоит почти 400 баксов.
Сам же Сергей имеет возможность готовить машину к соревнованиям лишь благодаря тому, что профессионально связан с ремонтом джипов и может сам мастерить мосты, подвески, лебедки и другие хитрые сооружения. Хотя зачастую, вместо того чтобы прикупить супруге новую шубу или сапоги, тратит деньги на какой-нибудь прибамбас для своего джипа.
Кстати, некоторые жены гонщиков, чтобы разделить увлечение своих одержимых мужей, тоже садятся за руль внедорожников и не только участвуют в гонках, но даже и показывают неплохие результаты. К примеру, на одних частных соревнованиях в этом году третье призовое место заняла Анна Федина, супруга московского гонщика, в миру... самая обычная домохозяйка.
Чем же так привлекают людей эти гонки, что многие готовы последнюю рубашку снять, чтобы попасть на состязания?
«Джиперы — это особый сорт людей, — говорит Сергей, — это больше чем увлечение, это болезнь. В отличие от «паркетников» ( так называют тех, кто ездит на обычных городских, «цивильных» джипах), джиперы-гонщики образуют некое братство, общество близких по духу людей. Каждые гонки — это маленький праздник души. Это возможность проверить себя, несмотря ни на что, преодолеть, казалось бы, непроходимую трассу, это романтика дикой природы, а главное — общество близких по духу людей. Это чувство родства с машиной, которая с твоей помощью начинает творить чудеса. За дни гонок получаешь такой эмоциональный заряд, что все остальное время живешь в ожидании новых соревнований».