4 июля Тимофей Воробьев из спортивно-технического клуба "Мотор" снова привез в Ярославль кубок победителя в очередном этапе чемпионата России по авторалли. В нынешнем году это уже третья его победа. 27 очков - серьезная заявка на чемпионское звание. Впереди всего два этапа, а позади уже четыре. На этом последнем, в карельском городе Лахденпохья, кроме его восьмерки в гонке участвовали еще 30 машин такого же класса, и все остались позади. В абсолютном же зачете из 92-х участников Воробьев оказался одиннадцатым, тогда как на I этапе был только семнадцатым, на II - пятнадцатым...
- Уже и до первого места недалеко в абсолютном зачете, - так чтобы сходу завести его. начинаю свое интервью возле его ослепительно белой восьмерки, будто и не месившей еще недавно карельскую грязь.
Но Воробьев невозмутим, как всегда.
- Ну, на этот счет у меня нет иллюзий. Почему я одиннадцатое место занял? Потому что не было трех экипажей из Екатеринбурга. Конечно, на своих "Мицубиси-ланцер" они бы меня объехали, и был бы я только четырнадцатым.
- А был ли кто из именитых?
- Были участники европейских чемпионатов и неоднократные призеры наших: Жигунов Андрей из Москвы, Грязин Станислав оттуда же (оба, кстати, тоже на машинах "Мицубиси-ланцер"), Лесников из московской команды "Итерра", у него вообще автомобиль высшего класса - "Субару-импреза WRC" - мировой раллийный автомобиль, на каких ездят на мировых чемпионатах Макрей, Сайнс...
- И ваша восьмерка рядом...
- Да, и моя... Естественно, мои результаты с их результатами нельзя и сравнивать, потому что с каждого километра они мне должны "везти" секунд по 10 опережения.
- Но все равно соревнуетесь?
- Все равно гоняюсь.
- И обгоняете, бывает?
- По-всякому бывает... На этом этапе основным моим конкурентом был Сергей Балдыков из Ижевска. У него "Опель-корса" - 16-клапанная машина, подготовленная английской фирмой... И моя - ВАЗ-2183, подготовленная кустарным способом... Я не скажу, что мы его чисто объехали, но в общем-то, соревновались на равных: то я "привозил" ему на спецучастке, то он мне, но в конечном счете все-таки он не рассчитал возможности своей машины и сошел по техническим причинам. Правда, на предыдущем этапе в городе Гукове Ростовской области он выиграл, там у меня был "сход".
- А у нас на "Медведе" этой зимой он был?
- Был, но выступал на машине WRC класса за московскую команду. И на I этапе в Екатеринбурге он ездил тоже на другой, полноприводной машине "Субару-импреза", "Мицубиси-ланцер". Это те автомобили, которые выигрывают в абсолютном зачете. А моя участь побеждать только себе подобных на тех же "восьмерках".
- Но ведь частенько побеждаете, почти всегда...
- Ну почему? Не всегда. "Гоняюсь" я с 1979 года, три раза был чемпионом России в своем классе, а в прошлом году удалось выиграть Кубок России в абсолютном зачете. Эту победу считаю самой важной. Там разрешалось участвовать автомобилям иностранного производства, правда, только переднеприводным. Были и машины с мотором до 2-х литров: "Ниссаны", десятки и прочие. И то, что я их смог объехать, это кое-что. Как вы считаете?
- То есть не так и велика, выходит, роль техники?
- Ну если вас посадить на автомобиль WRC класса, думаю, что и на восьмерке объеду Не обижайтесь, конечно...
- Нет, и я ведь о профессионализме говорю... Кстати, в чемпионатах только "профи" могут участвовать?
- Нет, конечно. Может заявиться кто угодно. Только подготовьте автомобиль как следует. Требования тут довольно жесткие. Автомобиль должен соответствовать нормам безопасности: иметь жесткий сварной каркас, и еще там нужен целый ряд "доработок" к стандартному. Затраты, конечно, будут серьезные. Если из обычной восьмерки захотите сделать машину, как у меня, то придется вложить в нее еще где-то тысяч пять долларов. Может, чуть больше... Да и я ведь не совсем профессионал, потому что работаю на ЯМЗ как начальник спортивно-технического клуба "Мотор" и одновременно "гоняюсь". Но смотря что понимать под профессионализмом. Если умение делать свою работу не хуже других (в данном случае работу автогонщика), то, получается, я профессионал, а если считать профессионалами только тех, кто получает за это зарплату, то выходит, что я любитель.
- А много в России таких, кто получает?
- Да сколько угодно. Московские команды, тольяттинские, есть в Екатеринбурге, в Татарстане...
- А у нас в Ярославле?
- У нас? Профессионалы? Нет. У нас только любители. И есть единственный клуб - наш СТК "Мотор", который представляет Ярославль в этом диковинном виде спорта, точнее, даже в одной только его разновидности. Ведь автоспорт имеет массу разновидностей: кольцевые гонки, шоссейно-кольцевые, трековые, есть "Формула-1", есть "Наскар-гонки", да мало ли... А я участвую только в одной из этих разновидностей - авторалли. Очень специфическая, кстати, разновидность, и очень высоко в мире ценится. Ведь все наши этапы проходят в разных условиях: была снежная гонка, ледовая, сейчас прошли две гравийные гонки, дальше - две асфальтовые. Это не то что ездить по кругу. Здесь гонщик должен иметь универсальную подготовку. И все повороты на 400 км запомнить невозможно. Поэтому мы со штурманом (сейчас со мной ездит Сергей Козлов) сначала составляем скоростную стенограмму...
- А не хотели бы испытать себя в других разновидностях?
- Я готов участвовать в любой гонке. Где деньги взять? Ведь те затраты, которые несем мы, придется умножить на 100...
- И вообще никого нет в городе, кто участвовал бы в других видах гонок?
- Может быть и есть. Вот Михаил Лебедев с завода дизельной аппаратуры пытается... Но насколько я знаю, пока не очень удачно.
- И он тоже непрофессионал в том смысле, что не получает зарплату автогонщика?
- Нет, конечно. Тоже завод помогает, спонсоры...
- А тольяттинскую команду ведь также завод содержит?
- Тоже завод. Но у них официальные ставки, контракты. У них механики на контрактной основе получают нормальные деньги. А за те деньги, что получают мои механики, с них даже трудно требовать, чтобы колесо-то правильно прикрутили. Помимо всего прочего мне еще надо думать о том, как содержать всю эту базу, которую занимает наш клуб. А у гонщиков из Тольятти нет других забот, кроме гонок. На этап приезжают - у них на каждую машину механиков по пять плюс представитель команды, плюс менеджер, моторок в машине от опеля, коробка "Экстракт" английской фирмы, амортизаторы "Бильштейн", подвески "Макферсон". А в протоколах везде пишут ВАЗ-2110. А что там от десятки остается? Только стекла да дверные ручки.
- И все равно вы соревнуетесь с ними?
- Да, но они в девятом классе ездят, с двухлитровыми двигателями, а у меня 1600. Поэтому я с ними могу соревноваться только в абсолютном зачете.
- И как?
- На этом этапе оба их экипажа сошли. А так, когда доезжают, они, конечно, выигрывают.
Есть еще профессиональная команда у НИИ шинной промышленности из Москвы. Вот Жигунов, о котором я говорил вначале, из нее. Он в Гукове выиграл абсолютный зачет на "Мицубиси-ланцер".
Есть в Екатеринбурге другая команда. В ней гоняется даже губернатор Пермской области Юрий Трутнев. У них тоже нет проблем с финансированием: великолепное оснащение, купили три "Мицубиси"... Но гонщики они, так скажем, пока неважные. Бывает, их на своей восьмерке объезжаю. Но техника есть техника. Без нее в абсолютном зачете не выиграешь. А по телевидению и во всех СМИ объявляют только таких победителей. Потому они и именитые.
- В этот раз после этапа "Белые ночи" кого объявили?
- Кто выиграл. Лесников и Русов - команда "Итерра" из Москвы. Они к "Газпрому" имеют какое-то отношение. И тепло им там, у трубы, она даже на эмблеме у них нарисована, а эмблема - на машине "Субару-импрезер" класса WRC. А мы на ВАЗ 21083-07 на "Бело ночи" сумели занять в абсолютном зачете только одиннадцатое место. Но я неправильно сказал: только. Если протокол посмотреть, то впереди нас ни одной отечественной машины: "...-импреза", "...-ланцер", "...-ланцер", а сразу за ними ВАЗ-21083-07, моя машина. Но это уже все - потолок для "восьмерки", из которой я уже давно вырос...
- И что же делать?
- Искать источники финансирования. Есть вот у нас при клубе курсы водительские, сами пытаемся деньги зарабатывать. Моторный завод помогает, чем может. Но мы же относимся к социальной сфере и скоро будем переданы от ЯМЗ горспорткомитету или уж не знаю куда. Но через полгода не позднее это произойдет, то есть завод полностью откажется от содержания нашего клуба.
- Может, и лучше будет.
- Я думаю, будет хуже. Зачем мы городу?
- Но ведь финансируют же там футболистов, хоккеистов, дворцы строят...
- Финансируют. Я узнавал: если бы нам дали ту сумму, что тратится на хоккейную команду за одну только неделю, мы бы смогли уже приобрести приличную машину. Не WRC, конечно, но автомобиль группы N (есть еще и такая, попроще). У Лесникова и Потапова из "Итерры", конечно, автомобили авторитетные, круче их нет, стоимость каждого 500 тысяч долларов...
- А стоимость вашей машины?
- Моей теперешней? Тысяч 15, наверное. Но я говорю о машине группы N. Стоит она раз в пять меньше, чем те у "Итерры", но, в принципе, может с ними конкурировать. Конечно, хорошо бы приобрести две такие машины. С одним экипажем ведь всякое может случиться. Потапов вот с прошлого этапа так и лежит в Гукове в больнице. Слава богу, хоть сам живой, а полмиллиона эти свои расколотил так, что только мотор сняли, а остальное - в лом...
- У вас-то хоть есть замена или, уж лучше будем говорить, смена?
- Смена? А как же. При клубе вот секция картинга есть, учим детишек с 9 лет. А если говорить про авторалли, то есть у нас и второй экипаж - Староверов - Стептянин. Выступают они тоже в самом доступном для нас классе - 1300-м. В нынешнем чемпионате у них пока 9 очков. А в прошлом году Андрей Староверов был чемпионом России в своем классе.
- Так говорите, приличная машина стоит недельной траты на нашу хоккейную команду?
- Ну, может, не недельной, а месячной... Я не хочу никого ущемлять. У них свой вид спорта, может быть, более зрелищный, чем наш. Они всегда были профессионалами, даже когда считались любителями. Всегда они получали больше. А наш автоспорт как-то все был в загоне.
- Странно вообще-то. В хоккей ведь сами играют очень немногие, а машину водит полстраны. Наверное, и вы вроде бы как в авангарде этой несметной армии, пути им торите... И вдруг в загоне....
- Получается так. Автомобиль что такое? Это лицо технического прогресса. Я все время сравниваю наш автомобиль и заграничный. Мы делаем свои машины ведь тоже достаточно давно. Но сопоставьте любой наш автомобиль и тот же "Субару-импреза", получится отставание нашей конструкции лет на 70 по крайней мере. Там "думающий" дифференциал уже сделали, то есть автоматически перераспределяется крутящий момент на ведущей оси в зависимости от дорожных условий. Если я ставлю на свою машину какую-то блокировку, которая изобретена в каменном веке, то у них машина "с мозгами" сама производит перераспределение... О чем тут говорить?.. И будем отставать, пока будем только в футбол и хоккей играть. Да и там уже особых успехов не видно. Раньше выигрывали у тех же хоккейных профессионалов из Америки, хоть и получали намного меньше их. Сейчас получают больше, чем тогда, а результаты хуже. Тогда было еще какое-то чувство, что нельзя подвести свою страну, свой город... Теперь этого нет. А за деньги подвиг не совершишь.
- Но и теперь отношение страны и города к ним предпочтительнее...
- Многое зависит от уровня поддержки того или иного вида спорта. На хоккей вот ходит губернатор. На авторалли он ходит? Не ходит. Отсюда и предпочтение. Ищутся варианты поддержки. Возможно не бюджетные средства прямо привлекаются, а предприятия-спонсоры какие-то льготы получают... Но надо, в таком случае, какое-то равенство соблюдать. В Москве, например, действовал закон (правда, говорят, и там его сейчас отменили), по которому предприятия могли вкладывать деньги в развитие любого вида спорта, а не отдавать их городу в виде налога. Поэтому там и машин напокупали мирового уровня. Конечно, чтобы на такой уровень выйти, должна быть соответствующая поддержка. Взять тех же тольяттинцев. Конечно, они рекламируют свою марку. Но у нас-то в городе делают бензин, масла, краски для тех же "Жигулей". Почему же наш город не может быть представлен на столь же достойном уровне, не может иметь свою профессиональную команду? Все равно придем к этому, даже если исчезнет наш СТК. Только придется все создавать заново, преодолевать трудности, нести дополнительные затраты. В следующем году Российская автофедерация планирует исключить из чемпионата ярославский этап "Медведь" из-за плохой его организации этой зимой. А ведь он 35 лет существует. Еще мой отец гонялся.
Словом, пока на сегодняшний день будем считать, что нам не повезло, что мы автоспортом занимаемся, а не футболом или хоккеем. Хотя я не жалею.
Еще я спрашивал у Тимофея Ивановича о реальности его перехода в одну из тольяттинских команд (ходят такие слухи), но он сказал только, что писать об этом не надо. Я и не стал. Но подумал, что если это произойдет, наверное, будет не хватать нашему городу этого человека с его дерзкой мечтой о хорошем автомобиле. И пробираясь из Брагина, где базируется СТК "Мотор", к центру города в тесном потоке машин, я почему-то все искал глазами такую, что отчетливо могла бы выделить наш Ярославль среди прочих городов и весей. И не нашел, хоть и самые "навороченные" попадались. Конечно о владельце своем такая машина расскажет многое. А о городе что? Ничего абсолютно. Ярославль представляет все-таки Воробьев на своей восьмерке. Пока представляет...
Что-то будет дальше?
Авто-мото
Однако до финиша ни одному ярославскому экипажу добраться не удалось. Машина Андрея Староверова по техническим причинам сошла с трассы уже в первый день соревнований: на его ВАЗ-2108 (класс - 1300 куб. см) вышел из строя двигатель. А Тимофей Воробьев не только проиграл гонку, но и вообще потерял лидерство в своем зачете (среди автомобилей ВАЗ-21083 с двигателями до 1600 куб. см). И причина все таже - технеисправность. У него перед самым финишем гонки: не выдержало высокой нагрузки сцепление.
Победу же в абсолютном зачете одержал известный гонщик Сергей Алясов из Москвы на полноприводной "Субару Импреза" команды "Субару клуб".
А вот более опытный Тимофей Воробьев, выступающий на специально подготовленной инжекторной "восьмерке" с двигателем 1,6 литра, напротив, одержал очередную победу в зачете 1600 и еще более упрочил свое безоговорочное лидерство. Следующий этап, ралли "Новороссийск", состоится 22 - 23 сентября.
Авария главного конкурента позволила Сергею Успенскому без проблем выиграть не только в своем классе полноприводных машин иностранного производства, но и абсолютный зачет. Москвичи Александр Маркин и Сергей Лесников победили, соответственно, в классах А-9 и А-10.
А вот в классах машин отечественного производства с объемом двигателя до 1600 куб.см. не было равных хозяевам трассы. В классе А-8 красивую победу одержал обладатель Кубка России прошлого года Тимофей Воробьев, а в классе А-7 не было равных другому ярославцу - Александру Староверову.
. Стартовав в Москве, сильнейшие экипажи России, Украины, Белоруссии и Литвы прошли сложную трассу с многочисленными спецучастками, и потому в Ярославле финишировали далеко не все.
Главная борьба развернулась между сильнейшими в России московскими экипажами Успенского и Потапова, но на самом финише в этот спор сумел вмешаться литовский гонщик.
В итоге лучшее время показал Сергей Успенский.
Абсолютный зачет.
1 место. Сергей Успенский (Россия) на "Субару"
2 место. Аурелиус Симашка (Литва) на "Форде"
3 место. Александр Потапов (Россия) на "Субару".
Единственный ярославский экипаж А.Староверов-С.Стептянин (СТК "Мотор") занял в своем классе 2 место. Экипаж многократного чемпиона страны, обладателя Кубка России Тимофея Воробьева по техническим причинам участия в гонке не принял.
Это первое, но не последние соревнование автогонщиков в Ярославле. Уже в конце февраля наш город примет ралли "Медведь", второй этап чемпионата России.
Другой ярославский экипаж А.Староверов-С.Стептянин (СТК "Мотор") по техническим причинам не закончил гонку.
Причем они оставили за собой и знаменитые грузовики "Татры", "Мерседесы" и "Митсубиши", и более скоростные легковые автомобили. Шутка ли сказать на отдельных участках гонки российские грузовики достигали скорости 185 километров в час! Одним из тех без кого ярославские моторы, которыми оснащены гоночные "КамАЗы", не могли показать себя во всей красе, был и остается Михаил Мясоедов, инженер-испытатель команды "КамАЗ - Мастер".
Недавно он побывал в Ярославле и дал эксклюзивное интервью нашему корреспонденту.
- По новым правилам грузовики, легковушки и мотоциклы, участвующие в гонки, в этом году стартовали не общей группой, ваш страт был, например, последним - через два часа после легковых, и тем не менее ... - Да, каждый день приходилось обгонять более пятидесяти автомобилей. Однажды наш "КамАЗ" умудрился закончить гонку в пятерке лидеров. Почему "делали" легковушки? В день мы проходили по сложной местности порядка 500 километров, и при такой гонке очень многое зависит, прежде всего, от класса гонщика. Так что наши экипажи - Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова - просто еще раз доказали свое мастерство. Кроме того, наши автомобили были чисто гоночные, то есть комфорт, а значит и лишний вес, в них был сведен до минимума.
- То есть наши как всегда выиграли не благодаря, а вопреки всему. Это же риск. Вы шли на него осознано? - Да, конечно, но как иначе. Самый большой риск был в том, что за несколько часов до отправления в Дакар, мы выяснили, что на одном автомобиле у нас в картере маховика появилась очень сильная течь масла. Сложность в том, что автоматическая коробка передач была немецкая, а дело происходило уже во Франции. Вся страна, как и Европа, праздновала Рождество: все гуляли. Посоветоваться со специалистами фирмы мы смогли, чуть ли не перед самым отплытием. О замене не шла даже речь. Перебирать - двое суток в заводских условиях. У нас же оставались считанные часы. Пришлось на ходу самим придумывать систему насосов, которая бы откачивала это масло. Другой выход из этой ситуации - отказаться от гонки. Уверен, так поступили бы все, кроме русских, поскольку эта проблема могла закончится тем, что машину пришлось бы бросить в пустыне. Но мы рискнули, и выиграли.
- Вы были участником всех десяти "Дакаров", в которых участвовали "КамАЗы". Чем еще примечательна была гонка 2000 года?
- Организацией и стартом. Раньше мы финишировали все в пыли и поту в чудесном городе Дакаре, который построен по образу и подобию Парижа. Ждали финиша, как логического конца. То теперь нам приходилось из этого рая врубаться в пески Африки. Почти никому не хотелось этого делать. А если серьезно, то эта мировая гонка, как никакие предыдущие, оказалась спортивно-скоростной. Наверное, парадокс, но в этот раз способности людей-спортсменов оказались несколько выше, чем возможности машин. Главным была скорость. С первых метров надо было гнать, не взирая на опасности. А их было предостаточно. Впереди, например, ждал очень опасный участок: высоченные и коварные дюны на границе Ливии и Египта. Мы их уже проходили во время ралли "Фараонов". Представьте себе на скорости влетаешь на такую песчаную "горку" и не знаешь: с какой высоты противоположного склона слетишь. Вы видели когда-нибудь летящие над землей на высоте два метра многотонные грузовики? Это можно увидеть только на этих дюнах! На этом участке немало побилось машин и мотоциклов. Пострадали даже многоопытные гонщики. Например, японец Шунузука на "Митсюбиси" сломал себе спину, покалечился и знаменитый австрийский мотогонщик Кенни Гартнер. - Ужасная жара была одним из главных соперников россиян? Ведь насколько известно, "КамАЗы" в целях экономии не были оборудованы кондиционерами. - Дело не в экономии. Просто все кондиционеры после нескольких сотен такой бешеной гонки "летели". Кроме того в пылу гонки можно было не заметить и простудится. - А в Африке и без этого болезней хватает... - Да, многие мучались животами...
- Что от местной воды?
- Вода здесь не причем. Болели они и от тряски, и оттого, что подхватывали из местного воздуха. Бывало так крутило...
- В пустыне кустиков не так много...
- А что делать - физиологические потребности справлять же надо, вот иным экипажам и приходилось останавливаться чуть ли не через каждые десять километров. Правда, некоторые исхитрялись решать эту проблему на ходу. Французы, например, возили с собой специальные пластиковые бутылки. Но это для малой нужды. - Местные заболевания не вносили коррективу в гонку? - Мы прививались перед гонкой и против желтой лихорадки, и против столбняка, и против холеры. К сожалению, мы были бессильны против самого распространенно африканского заболевания - малярии. Против нее просто нет прививок. Существует специальный курс, когда ты в течение месяца ешь определенные таблетки. Но мы знали, что они здорово "сажают" печень и почки, и поэтому предохранялись дедовским проверенным способом.
- Пили...
- Да, водку или джин, но только на привале. После стакана сорокоградусной не один сумасшедший не рискнет сесть за баранку. Так развезет, что потеряешься в пять минут, а заблудиться в пустыне самое страшное. Воды и еды в машине за сутки.
- Но многочисленные системы безопасности...
- Существуют. Но вертолеты сопровождения не уследят за каждой машиной. А радиомаяк, по которому со спутника можно отследить любую машину должен еще и сработать. В позапрошлом году, например, в одной из африканских стран, где проходила гонка, местные бандиты остановили несколько экипажей. Наставив автоматы на водителей первое, что они сказали, было: "No police!", то есть они были осведомлены о передатчиках.
- И в этом году из угрозы нападение местных "душманов" ваш караван один участок гонки преодолел на самолете?
- Да, и это не было перестраховкой. Опыт прошлых гонок говорит о том, что если спецслужбы всерьез обеспокоены нашей безопасностью, значит, есть серьезная причина. Нас же в свое время и из автоматов расстреливали, а некоторые машины подрывались на минах. Или как в Западной Сахаре было: едешь по дороге, а справа и слева от нее в нескольких метрах окопы, пушки и прочая радость. Передышка у них только для того, что бы нас пропустить.
Тимофей Иванович Воробьев родился в 1959 году в Ярославле. Сын одного из первых ярославских автогонщиков - мастера спорта Ивана Тимофеевича Воробьева. С пятого класса увлекся картингом. Первый тренер Виталий Николаевич Жемчужников. После армии перешел в авторалли. Первый старт в 1979 году на авторалли "Белые ночи" в Санкт-Петербурге. Первый спортивный автомобиль - "Москвич-412". Трехкратный чемпион России - 1991, 1995, 1996 годов. Лидер этого сезона. Самый известный ярославский автогонщик Тимофей Иванович Воробьев после громкой славы в начале 90-х годов на некоторое время ушел в тень, о нем, казалось, многие стали подзабывать. Но этот сезон должен исправить положение дел.
- Тимофей Иванович, долгие годы вы считались одним из главных претендентов на победу в чемпионате России не только в своем классе автомобиля, но и в абсолютном зачете: были гонки, когда вы оставляли далеко позади себя и "одноклассников", и более мощные машины. Но последнее время вы не выигрываете чемпионат.
- Последние пять лет большинство гонщиков пересели на более современные машины, в основном иностранного производства. Борьба сейчас идет практически только среди иномарок. Если взять протокол последнего этапа в Гуково, то в верхней части мы увидим одни только полноприводные "Субару" и "Мицубиси". Среди них затесалась вазовская "десятка". Хотя таковой она считается лишь номинально: от стандартной "десятки" там, может быть, только дверные ручки да лобовое стекло, все остальное - либо импортные, либо выполненные по специальному заказу детали. На моей "восьмерке" тягаться с этими монстрами очень тяжело. Хотя на предыдущем этапе в Сочи мне удалось показать шестое место в абсолютном зачете.
- Похоже, с техникой вам не очень-то везет. Знаю, что ваш первый в жизни старт закончился сходом с дистанции по техническим причинам. Потом в течение всей вашей карьеры победа по той же причине ускользала из рук еще неоднократно. Да и в начале этого сезона...
- Да, только на первом этапе в Екатеринбурге я занял второе место в своем классе и шестое в абсолютном зачете. Дальше - полоса неудач. В Раменском, где я уверенно лидировал на протяжении всей гонки, - сход за три спецучастка до финиша из-за поломки трансмиссии. На следующем этапе дома на ралли "Медведь" опять неудача по той же причине. Только после этого появились результаты: я выиграл ралли "Президент" в своем классе и в абсолюте был вторым. Потом после небольшого перерыва началась очень не простая летняя серия. Первым было ралли 17 мая в городе Сестрорецке Ленинградской области, там я был вторым. А через три дня после награждения мне уже пришлось стартовать в Сочи, где вновь удалось показать только второй результат в классе. Чтобы попасть на сочинский этап, мне пришлось за это время проехать 2700 километров. После Сочи - в Гуково Ростовской области на третий этап летней серии. Вот там-то я и показал самый хороший результат: мне удалось выиграть гонку.
- А как обстоят дела в общем зачете в борьбе за чемпионство?
- В этом году я участвую и в чемпионате России, и в Кубке страны. Победы на некоторых этапах идут в зачет одновременно и чемпионата, и Кубка. А некоторые этапы, как скажем "Кубок Президента", - только в зачет Кубка России, а "Медведь" и старт в Раменском - только в зачет чемпионата. В общем, запутаешься. Так вот, в Кубке страны я пока занимаю первое место в абсолютном зачете и, естественно, в своем классе, а в чемпионате делю первое-второе место в своем классе. На оставшихся двух этапах в Карелии и в Санкт-Петербурге все и решится.
- Значит, этот сезон складывается удачно?
- Да, но хочу постучать по дереву, чтоб не сглазить...
- Вы такой суеверный?
- Очень. Потому что, после того как вкладываешь такие средства, готовишь технику, покупаешь оригинальные детали, отдаешь столько сил, а тебя все равно преследует полоса неудач, можно поверить во что угодно! - Какие-то приметы, талисманы? - Да, например, никогда не фотографируюсь перед стартом. А талисманы... Я не буду о них говорить, чтобы они силу свою не потеряли.
- А не легче было бы просто перейти с вашей "восьмерки" на приличную иномарку? Или спонсоров нет?
- Об этом постоянно гадают: какой бы результат показал Воробьев на приличной машине? Мне самому это интересно, но пока приходится обходиться тем, что есть. Тем более что с нашей "восьмеркой" всегда считаются. А мне в свою очередь приятно, что на своей машине я обхожу автомобили, которые на несколько порядков лучше - те же полноприводные иномарки или "десятки" с опелевским двигателем. А спонсоры? Спонсоры у нашей команды, конечно, есть, но и им пока не по силам приобрести иномарку или последние модели ВАЗа для авторалли - это дорогое удовольствие. Они стоят от 30 тысяч долларов.
- Одно время вы на равных боролись за первые места с Успенским и Потаповым, которые сейчас считаются лучшими автораллистами в России.
- Да, но они сейчас пересели на иномарки, и я от них не безнадежно, но все-таки отстал. У обоих полноприводные "Субару" с бортовым компьютером и двигателем мощностью 400 лошадиных сил, у меня привод на одну ось и 110 сил. Вместо компьютера - калькулятор в кармане.
- Были предложения из других городов? Сейчас это в порядке вещей, когда спортсмен ищет где лучше...
- Были, конечно. Но я отвечу другой поговоркой: где родился, там и сгодился. А если серьезно: не хочу уезжать из Ярославля, это мой родной город. А еще я верю, что интерес к авторалли у нас не пропадет, найдутся люди, для которых престиж города не пустой звук.
- В свое время у нас хотели построить автодром для кольцевых гонок и "Формулы", но как-то все это заглохло. У вас не было желания попробаваться в этом виде автомобильного спорта? Было бы логично: картинг, авторалли, кольцевые...
- Кольцевые гонки ближе всего к картингу, а этим я занимался в детстве - это пройденный этап. Мне же авторалли намного интереснее, здесь больше импровизации. В кольцевых гонках главное, процентов на семьдесят, - техника. Какая бы трасса навороченной ни была, после трех кругов все повороты у тебя перед глазами. А в авторалли 200 километров спецучастков: там такое количество поворотов и наворотов, что запомнить их просто невозможно. Поэтому мы и ездим со штурманами. А еще пилоты-раллисты большие универсалы: нам приходится гоняться и по асфальту, и по гравию, и по льду... Мне, например, лед очень нравится. Так что я предпочитаю ралли, хотя в свое время я пробовал свои силы, и не без успеха, в кольцевых гонках, правда, на грузовиках.
- Значит, "Формула-1" вам совсем не интересна?
- Нет. Хотел бы прокатиться, даже, наверное, получил бы от этого удовольствие, но ралли, повторюсь, мне намного интереснее.
- Интересней, наверное, и своими нестандартными ситуациями: и комичными, и трагичными...
- В трагедии ничего интересного нет. Два года назад в Карелии погиб один экипаж - врезался в неизвестно откуда взявшийся на трассе лесовоз. Чего уж тут интересного? А вот, когда однажды мы врезались в сосну, да так, что на капот белки посыпались, тут действительно - и смех, и грех.
- И часто бывают аварии?
- Нет, хотя я, чтобы компенсировать отставание в классе автомобиля, нередко иду на рискованное прохождение поворотов. - И за счет этого "делаете" более мощные автомобили? - Да. Но не надо зацикливаться на том, что я до сих пор езжу на "восьмерке": пока я на ней езжу прилично, Ярославля побаиваются во всей России.
- Это вы точно заметили: пока вы гоняетесь...
- Ну почему же, у нас есть хорошие гонщики - тот же экипаж Староверова. Он выступает пока в классе пониже и показывает очень приличные результаты.
- А ваш сын Иван не собирается продолжить династию Воробьевых?
- Ему сейчас только 15 лет, я потихоньку приучаю его к авторалли. Что получится - покажет время. Хотя сейчас он автомобиль по городским трассам водит очень прилично.
- А вы? Не бывает искушения рвануть по городу?
- Случается, хотя стараюсь ездить аккуратно. Штрафы за превышение скорости платил неоднократно. Но бывало, что гаишники узнавали и прощали. А бывало и наоборот - еще строже спрашивали.