В минувшие выходные в Тверской области прошли соревнования по экзотическому и редкому пока в России виду спорта – гонкам на внедорожниках. Ярославскую область на этих состязаниях представлял автогонщик Сергей Михеев. У нас пока только два человека всерьез занимаются гонками на внедорожниках. Накануне соревнований мы встретились с Сергеем и попросили его рассказать об этом виде спорта.
«Гонки на джипах в России появились значительно недавно — где-то лет десять назад, — начал рассказывать Сергей, — сам я «заболел» этим видом спорта в 1999 году, когда на столичном «Экзотик-шоу», где выставлялись редкие и антикварные машины, познакомился с московским гонщиком Астафьевым. До этого я уже работал в автосервисе, ремонтировал джипы, был у меня и свой старенький «Паджеро», на котором в первый раз выехали на соревнования в Луховицы. Штурманом был тоже ярославец, Александр. Для новичков мы показали неплохой результат — заняли 12-е место, а участвовало в соревнованиях 150 экипажей».
В следующий раз Сергей уже выступал на России — это традиционный чемпионат джиперов, который ежегодно проходит в Ленинградской области, под названием «Ладога». К соревнованиям готовились очень серьезно. Над джипом «Вранглер», на котором Александр выступал на России в 2001 году, колдовали полгода. Полностью заменили систему подвески, колеса, переделали мосты. И в результате обошли всех и заняли первое место в спортивном зачете.
Гонки на джипах — это не просто ралли по бездорожью. Крупные соревнования, как правило, длятся около десяти дней и включают в себя несколько этапов: это ралли, где главное — скорость; трофи, где нужно пройти различные препятствия — ехать по камням, воде, по грязи и болотам и даже взбираться на крутые скалы. Далее триал, своеобразное фигурное катание на джипе, где главное — точно выполнить заданные фигуры и набрать как можно меньше штрафных очков. Бывают еще разные специфические старты. Например, гонка в карьерах, дюнах и даже... в мелиоративной канаве. Каждый день заездов имеет свое название, иногда даже очень поэтическое. Например, «мытарства в мелиоративной канаве». На «Ладоге-2001» этот день гонки стал последним для одного американского джипера, который накрепко засел в этой самой канаве, так что даже с помощью лебедки не удалось его вытащить. Два трейлера сломались, пока вытягивали из канавы тяжелый джип, и гонщику пришлось провести в этой канаве целых 4 дня!
А на соревнованиях «Арктик-трофи» автомобиль «Нива» чуть не уплыл в открытое море! Гонщик, которому нужно было преодолеть водную полосу препятствий, слишком быстро заехал в воду. Как раз в это время начался отлив, машина оторвалась от дна и... поплыла. Спасла экипаж лишь быстрая реакция штурмана: он выпрыгнул из салона, доплыл до берега и вытянул машину с водителем.
Много казусных ситуаций бывает во время заезда с ориентированием на местности, когда экипажу дают карту с отмеченными на ней точками — пунктами, которые необходимо пройти. Бывали случаи, когда экипажи пропадали на 8 — 10 часов и возвращались на финиш лишь к ночи. Случилось подобное однажды и с Сергеем, когда штурман указал на неправильный поворот, и через 80 километров, вместо того чтобы достичь переправы, машина выехала... к плетню колхозного огорода. Пришлось в срочном порядке возвращаться обратно, но драгоценное время было уже упущено.
Помимо официальных соревнований гонщики зачастую устраивают небольшие, «частные» состязания, или, как их называют джиперы, «покатушки», на которые также съезжаются экипажи со всей страны. В прошлом году, к примеру, Сергей устраивал такие соревнования в честь своего дня рождения. Гонки носили гордое название «Партизан» и проходили в карьерах неподалеку от села Мордвиново.
Помимо российских гонщиков в них участвовало три экипажа из... Китая. С китайскими джиперами познакомились случайно — на смотровой площадке в Москве, на Воробьевых горах. Семеро китайцев, проделав 10 тысяч километров от Пекина до Москвы на странных машинах китайского производства, которые представляли из себя смесь «уазика», «Вранглера» и «Чероки», были тут же приглашены на гонки в Ярославль. Обойти российских джиперов китайцам не удалось. Лишь один экипаж смог войти в пятерку сильнейших, за что водитель получил в качестве приза огнетушитель.
Гонки на внедорожниках для российской провинции пока еще недоступная экзотика. Поскольку по затратам джиперы перегоняют даже горнолыжный спорт, который традиционно считается самым дорогостоящим. Стоимость снаряженного по высшему классу спортивного джипа может доходить до 300 тысяч долларов.
Однако питерские и московские спортсмены все же могут позволить себе принимать участие даже в международных соревнованиях за счет богатых спонсоров, а любители-одиночки ограничиваются, конечно, более скромными машинами, но затраты огромны даже для коммерсанта средней руки. К примеру, чтобы снарядить к соревнованиям джип стоимостью 14 тысяч долларов, надо потратить где-то 24 тысячи баксов. А иначе нет смысла выезжать на гонки. «Подготовка машины — это 80 % успеха в гонках, остальные 20 зависят от прокладки, которая между рулем и сиденьем», — шутят гонщики.
А потому тем, кто, как Сергей Михеев, «заболел» этим видом спорта, приходится нелегко. «Один мой знакомый, — рассказывает Сергей, — очень хотел поехать на гонки, но денег, чтобы подготовить машину, не было. Тогда он дождался, когда жена с ребенком уедут отдыхать, на деньги, которые семья копила на покупку дачи, купил... 4 колеса и поехал на гонки».
Ничего удивительного в этой истории нет, если учесть, что одно спортивное колесо для внедорожника стоит почти 400 баксов.
Сам же Сергей имеет возможность готовить машину к соревнованиям лишь благодаря тому, что профессионально связан с ремонтом джипов и может сам мастерить мосты, подвески, лебедки и другие хитрые сооружения. Хотя зачастую, вместо того чтобы прикупить супруге новую шубу или сапоги, тратит деньги на какой-нибудь прибамбас для своего джипа.
Кстати, некоторые жены гонщиков, чтобы разделить увлечение своих одержимых мужей, тоже садятся за руль внедорожников и не только участвуют в гонках, но даже и показывают неплохие результаты. К примеру, на одних частных соревнованиях в этом году третье призовое место заняла Анна Федина, супруга московского гонщика, в миру... самая обычная домохозяйка.
Чем же так привлекают людей эти гонки, что многие готовы последнюю рубашку снять, чтобы попасть на состязания?
«Джиперы — это особый сорт людей, — говорит Сергей, — это больше чем увлечение, это болезнь. В отличие от «паркетников» ( так называют тех, кто ездит на обычных городских, «цивильных» джипах), джиперы-гонщики образуют некое братство, общество близких по духу людей. Каждые гонки — это маленький праздник души. Это возможность проверить себя, несмотря ни на что, преодолеть, казалось бы, непроходимую трассу, это романтика дикой природы, а главное — общество близких по духу людей. Это чувство родства с машиной, которая с твоей помощью начинает творить чудеса. За дни гонок получаешь такой эмоциональный заряд, что все остальное время живешь в ожидании новых соревнований».
Авто-мото
4 июля Тимофей Воробьев из спортивно-технического клуба "Мотор" снова привез в Ярославль кубок победителя в очередном этапе чемпионата России по авторалли. В нынешнем году это уже третья его победа. 27 очков - серьезная заявка на чемпионское звание. Впереди всего два этапа, а позади уже четыре. На этом последнем, в карельском городе Лахденпохья, кроме его восьмерки в гонке участвовали еще 30 машин такого же класса, и все остались позади. В абсолютном же зачете из 92-х участников Воробьев оказался одиннадцатым, тогда как на I этапе был только семнадцатым, на II - пятнадцатым...
- Уже и до первого места недалеко в абсолютном зачете, - так чтобы сходу завести его. начинаю свое интервью возле его ослепительно белой восьмерки, будто и не месившей еще недавно карельскую грязь.
Но Воробьев невозмутим, как всегда.
- Ну, на этот счет у меня нет иллюзий. Почему я одиннадцатое место занял? Потому что не было трех экипажей из Екатеринбурга. Конечно, на своих "Мицубиси-ланцер" они бы меня объехали, и был бы я только четырнадцатым.
- А был ли кто из именитых?
- Были участники европейских чемпионатов и неоднократные призеры наших: Жигунов Андрей из Москвы, Грязин Станислав оттуда же (оба, кстати, тоже на машинах "Мицубиси-ланцер"), Лесников из московской команды "Итерра", у него вообще автомобиль высшего класса - "Субару-импреза WRC" - мировой раллийный автомобиль, на каких ездят на мировых чемпионатах Макрей, Сайнс...
- И ваша восьмерка рядом...
- Да, и моя... Естественно, мои результаты с их результатами нельзя и сравнивать, потому что с каждого километра они мне должны "везти" секунд по 10 опережения.
- Но все равно соревнуетесь?
- Все равно гоняюсь.
- И обгоняете, бывает?
- По-всякому бывает... На этом этапе основным моим конкурентом был Сергей Балдыков из Ижевска. У него "Опель-корса" - 16-клапанная машина, подготовленная английской фирмой... И моя - ВАЗ-2183, подготовленная кустарным способом... Я не скажу, что мы его чисто объехали, но в общем-то, соревновались на равных: то я "привозил" ему на спецучастке, то он мне, но в конечном счете все-таки он не рассчитал возможности своей машины и сошел по техническим причинам. Правда, на предыдущем этапе в городе Гукове Ростовской области он выиграл, там у меня был "сход".
- А у нас на "Медведе" этой зимой он был?
- Был, но выступал на машине WRC класса за московскую команду. И на I этапе в Екатеринбурге он ездил тоже на другой, полноприводной машине "Субару-импреза", "Мицубиси-ланцер". Это те автомобили, которые выигрывают в абсолютном зачете. А моя участь побеждать только себе подобных на тех же "восьмерках".
- Но ведь частенько побеждаете, почти всегда...
- Ну почему? Не всегда. "Гоняюсь" я с 1979 года, три раза был чемпионом России в своем классе, а в прошлом году удалось выиграть Кубок России в абсолютном зачете. Эту победу считаю самой важной. Там разрешалось участвовать автомобилям иностранного производства, правда, только переднеприводным. Были и машины с мотором до 2-х литров: "Ниссаны", десятки и прочие. И то, что я их смог объехать, это кое-что. Как вы считаете?
- То есть не так и велика, выходит, роль техники?
- Ну если вас посадить на автомобиль WRC класса, думаю, что и на восьмерке объеду Не обижайтесь, конечно...
- Нет, и я ведь о профессионализме говорю... Кстати, в чемпионатах только "профи" могут участвовать?
- Нет, конечно. Может заявиться кто угодно. Только подготовьте автомобиль как следует. Требования тут довольно жесткие. Автомобиль должен соответствовать нормам безопасности: иметь жесткий сварной каркас, и еще там нужен целый ряд "доработок" к стандартному. Затраты, конечно, будут серьезные. Если из обычной восьмерки захотите сделать машину, как у меня, то придется вложить в нее еще где-то тысяч пять долларов. Может, чуть больше... Да и я ведь не совсем профессионал, потому что работаю на ЯМЗ как начальник спортивно-технического клуба "Мотор" и одновременно "гоняюсь". Но смотря что понимать под профессионализмом. Если умение делать свою работу не хуже других (в данном случае работу автогонщика), то, получается, я профессионал, а если считать профессионалами только тех, кто получает за это зарплату, то выходит, что я любитель.
- А много в России таких, кто получает?
- Да сколько угодно. Московские команды, тольяттинские, есть в Екатеринбурге, в Татарстане...
- А у нас в Ярославле?
- У нас? Профессионалы? Нет. У нас только любители. И есть единственный клуб - наш СТК "Мотор", который представляет Ярославль в этом диковинном виде спорта, точнее, даже в одной только его разновидности. Ведь автоспорт имеет массу разновидностей: кольцевые гонки, шоссейно-кольцевые, трековые, есть "Формула-1", есть "Наскар-гонки", да мало ли... А я участвую только в одной из этих разновидностей - авторалли. Очень специфическая, кстати, разновидность, и очень высоко в мире ценится. Ведь все наши этапы проходят в разных условиях: была снежная гонка, ледовая, сейчас прошли две гравийные гонки, дальше - две асфальтовые. Это не то что ездить по кругу. Здесь гонщик должен иметь универсальную подготовку. И все повороты на 400 км запомнить невозможно. Поэтому мы со штурманом (сейчас со мной ездит Сергей Козлов) сначала составляем скоростную стенограмму...
- А не хотели бы испытать себя в других разновидностях?
- Я готов участвовать в любой гонке. Где деньги взять? Ведь те затраты, которые несем мы, придется умножить на 100...
- И вообще никого нет в городе, кто участвовал бы в других видах гонок?
- Может быть и есть. Вот Михаил Лебедев с завода дизельной аппаратуры пытается... Но насколько я знаю, пока не очень удачно.
- И он тоже непрофессионал в том смысле, что не получает зарплату автогонщика?
- Нет, конечно. Тоже завод помогает, спонсоры...
- А тольяттинскую команду ведь также завод содержит?
- Тоже завод. Но у них официальные ставки, контракты. У них механики на контрактной основе получают нормальные деньги. А за те деньги, что получают мои механики, с них даже трудно требовать, чтобы колесо-то правильно прикрутили. Помимо всего прочего мне еще надо думать о том, как содержать всю эту базу, которую занимает наш клуб. А у гонщиков из Тольятти нет других забот, кроме гонок. На этап приезжают - у них на каждую машину механиков по пять плюс представитель команды, плюс менеджер, моторок в машине от опеля, коробка "Экстракт" английской фирмы, амортизаторы "Бильштейн", подвески "Макферсон". А в протоколах везде пишут ВАЗ-2110. А что там от десятки остается? Только стекла да дверные ручки.
- И все равно вы соревнуетесь с ними?
- Да, но они в девятом классе ездят, с двухлитровыми двигателями, а у меня 1600. Поэтому я с ними могу соревноваться только в абсолютном зачете.
- И как?
- На этом этапе оба их экипажа сошли. А так, когда доезжают, они, конечно, выигрывают.
Есть еще профессиональная команда у НИИ шинной промышленности из Москвы. Вот Жигунов, о котором я говорил вначале, из нее. Он в Гукове выиграл абсолютный зачет на "Мицубиси-ланцер".
Есть в Екатеринбурге другая команда. В ней гоняется даже губернатор Пермской области Юрий Трутнев. У них тоже нет проблем с финансированием: великолепное оснащение, купили три "Мицубиси"... Но гонщики они, так скажем, пока неважные. Бывает, их на своей восьмерке объезжаю. Но техника есть техника. Без нее в абсолютном зачете не выиграешь. А по телевидению и во всех СМИ объявляют только таких победителей. Потому они и именитые.
- В этот раз после этапа "Белые ночи" кого объявили?
- Кто выиграл. Лесников и Русов - команда "Итерра" из Москвы. Они к "Газпрому" имеют какое-то отношение. И тепло им там, у трубы, она даже на эмблеме у них нарисована, а эмблема - на машине "Субару-импрезер" класса WRC. А мы на ВАЗ 21083-07 на "Бело ночи" сумели занять в абсолютном зачете только одиннадцатое место. Но я неправильно сказал: только. Если протокол посмотреть, то впереди нас ни одной отечественной машины: "...-импреза", "...-ланцер", "...-ланцер", а сразу за ними ВАЗ-21083-07, моя машина. Но это уже все - потолок для "восьмерки", из которой я уже давно вырос...
- И что же делать?
- Искать источники финансирования. Есть вот у нас при клубе курсы водительские, сами пытаемся деньги зарабатывать. Моторный завод помогает, чем может. Но мы же относимся к социальной сфере и скоро будем переданы от ЯМЗ горспорткомитету или уж не знаю куда. Но через полгода не позднее это произойдет, то есть завод полностью откажется от содержания нашего клуба.
- Может, и лучше будет.
- Я думаю, будет хуже. Зачем мы городу?
- Но ведь финансируют же там футболистов, хоккеистов, дворцы строят...
- Финансируют. Я узнавал: если бы нам дали ту сумму, что тратится на хоккейную команду за одну только неделю, мы бы смогли уже приобрести приличную машину. Не WRC, конечно, но автомобиль группы N (есть еще и такая, попроще). У Лесникова и Потапова из "Итерры", конечно, автомобили авторитетные, круче их нет, стоимость каждого 500 тысяч долларов...
- А стоимость вашей машины?
- Моей теперешней? Тысяч 15, наверное. Но я говорю о машине группы N. Стоит она раз в пять меньше, чем те у "Итерры", но, в принципе, может с ними конкурировать. Конечно, хорошо бы приобрести две такие машины. С одним экипажем ведь всякое может случиться. Потапов вот с прошлого этапа так и лежит в Гукове в больнице. Слава богу, хоть сам живой, а полмиллиона эти свои расколотил так, что только мотор сняли, а остальное - в лом...
- У вас-то хоть есть замена или, уж лучше будем говорить, смена?
- Смена? А как же. При клубе вот секция картинга есть, учим детишек с 9 лет. А если говорить про авторалли, то есть у нас и второй экипаж - Староверов - Стептянин. Выступают они тоже в самом доступном для нас классе - 1300-м. В нынешнем чемпионате у них пока 9 очков. А в прошлом году Андрей Староверов был чемпионом России в своем классе.
- Так говорите, приличная машина стоит недельной траты на нашу хоккейную команду?
- Ну, может, не недельной, а месячной... Я не хочу никого ущемлять. У них свой вид спорта, может быть, более зрелищный, чем наш. Они всегда были профессионалами, даже когда считались любителями. Всегда они получали больше. А наш автоспорт как-то все был в загоне.
- Странно вообще-то. В хоккей ведь сами играют очень немногие, а машину водит полстраны. Наверное, и вы вроде бы как в авангарде этой несметной армии, пути им торите... И вдруг в загоне....
- Получается так. Автомобиль что такое? Это лицо технического прогресса. Я все время сравниваю наш автомобиль и заграничный. Мы делаем свои машины ведь тоже достаточно давно. Но сопоставьте любой наш автомобиль и тот же "Субару-импреза", получится отставание нашей конструкции лет на 70 по крайней мере. Там "думающий" дифференциал уже сделали, то есть автоматически перераспределяется крутящий момент на ведущей оси в зависимости от дорожных условий. Если я ставлю на свою машину какую-то блокировку, которая изобретена в каменном веке, то у них машина "с мозгами" сама производит перераспределение... О чем тут говорить?.. И будем отставать, пока будем только в футбол и хоккей играть. Да и там уже особых успехов не видно. Раньше выигрывали у тех же хоккейных профессионалов из Америки, хоть и получали намного меньше их. Сейчас получают больше, чем тогда, а результаты хуже. Тогда было еще какое-то чувство, что нельзя подвести свою страну, свой город... Теперь этого нет. А за деньги подвиг не совершишь.
- Но и теперь отношение страны и города к ним предпочтительнее...
- Многое зависит от уровня поддержки того или иного вида спорта. На хоккей вот ходит губернатор. На авторалли он ходит? Не ходит. Отсюда и предпочтение. Ищутся варианты поддержки. Возможно не бюджетные средства прямо привлекаются, а предприятия-спонсоры какие-то льготы получают... Но надо, в таком случае, какое-то равенство соблюдать. В Москве, например, действовал закон (правда, говорят, и там его сейчас отменили), по которому предприятия могли вкладывать деньги в развитие любого вида спорта, а не отдавать их городу в виде налога. Поэтому там и машин напокупали мирового уровня. Конечно, чтобы на такой уровень выйти, должна быть соответствующая поддержка. Взять тех же тольяттинцев. Конечно, они рекламируют свою марку. Но у нас-то в городе делают бензин, масла, краски для тех же "Жигулей". Почему же наш город не может быть представлен на столь же достойном уровне, не может иметь свою профессиональную команду? Все равно придем к этому, даже если исчезнет наш СТК. Только придется все создавать заново, преодолевать трудности, нести дополнительные затраты. В следующем году Российская автофедерация планирует исключить из чемпионата ярославский этап "Медведь" из-за плохой его организации этой зимой. А ведь он 35 лет существует. Еще мой отец гонялся.
Словом, пока на сегодняшний день будем считать, что нам не повезло, что мы автоспортом занимаемся, а не футболом или хоккеем. Хотя я не жалею.
Еще я спрашивал у Тимофея Ивановича о реальности его перехода в одну из тольяттинских команд (ходят такие слухи), но он сказал только, что писать об этом не надо. Я и не стал. Но подумал, что если это произойдет, наверное, будет не хватать нашему городу этого человека с его дерзкой мечтой о хорошем автомобиле. И пробираясь из Брагина, где базируется СТК "Мотор", к центру города в тесном потоке машин, я почему-то все искал глазами такую, что отчетливо могла бы выделить наш Ярославль среди прочих городов и весей. И не нашел, хоть и самые "навороченные" попадались. Конечно о владельце своем такая машина расскажет многое. А о городе что? Ничего абсолютно. Ярославль представляет все-таки Воробьев на своей восьмерке. Пока представляет...
Что-то будет дальше?
Однако до финиша ни одному ярославскому экипажу добраться не удалось. Машина Андрея Староверова по техническим причинам сошла с трассы уже в первый день соревнований: на его ВАЗ-2108 (класс - 1300 куб. см) вышел из строя двигатель. А Тимофей Воробьев не только проиграл гонку, но и вообще потерял лидерство в своем зачете (среди автомобилей ВАЗ-21083 с двигателями до 1600 куб. см). И причина все таже - технеисправность. У него перед самым финишем гонки: не выдержало высокой нагрузки сцепление.
Победу же в абсолютном зачете одержал известный гонщик Сергей Алясов из Москвы на полноприводной "Субару Импреза" команды "Субару клуб".
А вот более опытный Тимофей Воробьев, выступающий на специально подготовленной инжекторной "восьмерке" с двигателем 1,6 литра, напротив, одержал очередную победу в зачете 1600 и еще более упрочил свое безоговорочное лидерство. Следующий этап, ралли "Новороссийск", состоится 22 - 23 сентября.
Авария главного конкурента позволила Сергею Успенскому без проблем выиграть не только в своем классе полноприводных машин иностранного производства, но и абсолютный зачет. Москвичи Александр Маркин и Сергей Лесников победили, соответственно, в классах А-9 и А-10.
А вот в классах машин отечественного производства с объемом двигателя до 1600 куб.см. не было равных хозяевам трассы. В классе А-8 красивую победу одержал обладатель Кубка России прошлого года Тимофей Воробьев, а в классе А-7 не было равных другому ярославцу - Александру Староверову.
. Стартовав в Москве, сильнейшие экипажи России, Украины, Белоруссии и Литвы прошли сложную трассу с многочисленными спецучастками, и потому в Ярославле финишировали далеко не все.
Главная борьба развернулась между сильнейшими в России московскими экипажами Успенского и Потапова, но на самом финише в этот спор сумел вмешаться литовский гонщик.
В итоге лучшее время показал Сергей Успенский.
Абсолютный зачет.
1 место. Сергей Успенский (Россия) на "Субару"
2 место. Аурелиус Симашка (Литва) на "Форде"
3 место. Александр Потапов (Россия) на "Субару".
Единственный ярославский экипаж А.Староверов-С.Стептянин (СТК "Мотор") занял в своем классе 2 место. Экипаж многократного чемпиона страны, обладателя Кубка России Тимофея Воробьева по техническим причинам участия в гонке не принял.
Это первое, но не последние соревнование автогонщиков в Ярославле. Уже в конце февраля наш город примет ралли "Медведь", второй этап чемпионата России.
Другой ярославский экипаж А.Староверов-С.Стептянин (СТК "Мотор") по техническим причинам не закончил гонку.
Причем они оставили за собой и знаменитые грузовики "Татры", "Мерседесы" и "Митсубиши", и более скоростные легковые автомобили. Шутка ли сказать на отдельных участках гонки российские грузовики достигали скорости 185 километров в час! Одним из тех без кого ярославские моторы, которыми оснащены гоночные "КамАЗы", не могли показать себя во всей красе, был и остается Михаил Мясоедов, инженер-испытатель команды "КамАЗ - Мастер".
Недавно он побывал в Ярославле и дал эксклюзивное интервью нашему корреспонденту.
- По новым правилам грузовики, легковушки и мотоциклы, участвующие в гонки, в этом году стартовали не общей группой, ваш страт был, например, последним - через два часа после легковых, и тем не менее ... - Да, каждый день приходилось обгонять более пятидесяти автомобилей. Однажды наш "КамАЗ" умудрился закончить гонку в пятерке лидеров. Почему "делали" легковушки? В день мы проходили по сложной местности порядка 500 километров, и при такой гонке очень многое зависит, прежде всего, от класса гонщика. Так что наши экипажи - Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова - просто еще раз доказали свое мастерство. Кроме того, наши автомобили были чисто гоночные, то есть комфорт, а значит и лишний вес, в них был сведен до минимума.
- То есть наши как всегда выиграли не благодаря, а вопреки всему. Это же риск. Вы шли на него осознано? - Да, конечно, но как иначе. Самый большой риск был в том, что за несколько часов до отправления в Дакар, мы выяснили, что на одном автомобиле у нас в картере маховика появилась очень сильная течь масла. Сложность в том, что автоматическая коробка передач была немецкая, а дело происходило уже во Франции. Вся страна, как и Европа, праздновала Рождество: все гуляли. Посоветоваться со специалистами фирмы мы смогли, чуть ли не перед самым отплытием. О замене не шла даже речь. Перебирать - двое суток в заводских условиях. У нас же оставались считанные часы. Пришлось на ходу самим придумывать систему насосов, которая бы откачивала это масло. Другой выход из этой ситуации - отказаться от гонки. Уверен, так поступили бы все, кроме русских, поскольку эта проблема могла закончится тем, что машину пришлось бы бросить в пустыне. Но мы рискнули, и выиграли.
- Вы были участником всех десяти "Дакаров", в которых участвовали "КамАЗы". Чем еще примечательна была гонка 2000 года?
- Организацией и стартом. Раньше мы финишировали все в пыли и поту в чудесном городе Дакаре, который построен по образу и подобию Парижа. Ждали финиша, как логического конца. То теперь нам приходилось из этого рая врубаться в пески Африки. Почти никому не хотелось этого делать. А если серьезно, то эта мировая гонка, как никакие предыдущие, оказалась спортивно-скоростной. Наверное, парадокс, но в этот раз способности людей-спортсменов оказались несколько выше, чем возможности машин. Главным была скорость. С первых метров надо было гнать, не взирая на опасности. А их было предостаточно. Впереди, например, ждал очень опасный участок: высоченные и коварные дюны на границе Ливии и Египта. Мы их уже проходили во время ралли "Фараонов". Представьте себе на скорости влетаешь на такую песчаную "горку" и не знаешь: с какой высоты противоположного склона слетишь. Вы видели когда-нибудь летящие над землей на высоте два метра многотонные грузовики? Это можно увидеть только на этих дюнах! На этом участке немало побилось машин и мотоциклов. Пострадали даже многоопытные гонщики. Например, японец Шунузука на "Митсюбиси" сломал себе спину, покалечился и знаменитый австрийский мотогонщик Кенни Гартнер. - Ужасная жара была одним из главных соперников россиян? Ведь насколько известно, "КамАЗы" в целях экономии не были оборудованы кондиционерами. - Дело не в экономии. Просто все кондиционеры после нескольких сотен такой бешеной гонки "летели". Кроме того в пылу гонки можно было не заметить и простудится. - А в Африке и без этого болезней хватает... - Да, многие мучались животами...
- Что от местной воды?
- Вода здесь не причем. Болели они и от тряски, и оттого, что подхватывали из местного воздуха. Бывало так крутило...
- В пустыне кустиков не так много...
- А что делать - физиологические потребности справлять же надо, вот иным экипажам и приходилось останавливаться чуть ли не через каждые десять километров. Правда, некоторые исхитрялись решать эту проблему на ходу. Французы, например, возили с собой специальные пластиковые бутылки. Но это для малой нужды. - Местные заболевания не вносили коррективу в гонку? - Мы прививались перед гонкой и против желтой лихорадки, и против столбняка, и против холеры. К сожалению, мы были бессильны против самого распространенно африканского заболевания - малярии. Против нее просто нет прививок. Существует специальный курс, когда ты в течение месяца ешь определенные таблетки. Но мы знали, что они здорово "сажают" печень и почки, и поэтому предохранялись дедовским проверенным способом.
- Пили...
- Да, водку или джин, но только на привале. После стакана сорокоградусной не один сумасшедший не рискнет сесть за баранку. Так развезет, что потеряешься в пять минут, а заблудиться в пустыне самое страшное. Воды и еды в машине за сутки.
- Но многочисленные системы безопасности...
- Существуют. Но вертолеты сопровождения не уследят за каждой машиной. А радиомаяк, по которому со спутника можно отследить любую машину должен еще и сработать. В позапрошлом году, например, в одной из африканских стран, где проходила гонка, местные бандиты остановили несколько экипажей. Наставив автоматы на водителей первое, что они сказали, было: "No police!", то есть они были осведомлены о передатчиках.
- И в этом году из угрозы нападение местных "душманов" ваш караван один участок гонки преодолел на самолете?
- Да, и это не было перестраховкой. Опыт прошлых гонок говорит о том, что если спецслужбы всерьез обеспокоены нашей безопасностью, значит, есть серьезная причина. Нас же в свое время и из автоматов расстреливали, а некоторые машины подрывались на минах. Или как в Западной Сахаре было: едешь по дороге, а справа и слева от нее в нескольких метрах окопы, пушки и прочая радость. Передышка у них только для того, что бы нас пропустить.