Мотор энтузиазма никому не заглушить

Не секрет, что приоритетными видами спорта в Ярославской области сегодня являются футбол, волейбол и хоккей. Соответственно развиваться и достигать успеха им легче. А вот все остальные ярославские спортклубы выживают, как могут. Невероятно, но при низком финансировании их команды умудряются попадать в Высшую лигу. К подобным феноменам относится и мотоспорт.
Еще лет 15 назад в области насчитывалось шестнадцать мотоспортивных клубов. Сегодня из них остался один единственный - “Автомобилист”. Он не имеет даже адреса, потому что располагается в бывшем овощехранилище на Нижнем поселке.  Первоначально костяк ярославских мотоспортсменов – Николай Костянов, Сергей и Дмитрий Куликовы, Валерий Гриднев, Игорь Бурмистров, Валерий Моисеенков и другие – находился под крылом спортивно-технического клуба “Шторм” при Ярославском судостроительном заводе. Завод прекратил финансирование, и клуб распался, но ребята сумели образовать новый с переходом в статус негосударственного учреждения дополнительного образования “Мототехнический клуб “Автомобилист”. Учредитель его – АО “Яроблтранс”. Площади 540 кв. м на территории АТП вполне хватало для хранения и ремонта мотоциклов, автобуса, подсобок, небольшого тренажерного зала. Ощущалась и помощь автотранспортников (ремонтом, горюче-смазочными материалами), поддержка комитета по физической культуре и спорту мэрии г. Ярославля и областного совета РОСТО.
Тогда, в 1994-1995 г.г.,  были приобретены первые иностранные мотоциклы марки “Хонда”. Появилась возможность выступлений на Всероссийских соревнованиях, выступать среди команд мастеров... В дебютном, 1995 году ярославцам удалось завоевать 4-е место в первой лиге, в 1996 г. - второе место и путевку в Высшую лигу. Там команда “Автомобилиста” не затерялась, в следующем году заняла пятое место. Такого же результата удалось добиться и в Суперкубке России. Пока это потолок достижений ярославских мотогонщиков.
Мотоцикл - не мяч,
отвертка -
не клюшка
 Тогда же стало очевидно, что необходимо развивать массовый (в том числе и детский) спорт. Иначе высоких результатов ждать не придется. Особенно это относится к такому сложному виду спорта, как мотокросс. Прежде чем ребенок сядет за руль, он два-три месяца ходит вокруг мотоцикла, моет, изучает его, затем (еще на неработающем мотоцикле) проверяется его умение сидеть в седле, параллельно проводится обучение при помощи видеокурса.
“Мальчишки сейчас никому не нужны, их затягивает улица, - говорит директор клуба Николай Алексеевич Костянов. - В чем наш спорт имеет преимушество по сравнению с футболом, хоккеем и другими видами? Отгоняв мяч на поле или шайбу на льду, отбегав десятилетиями по дорожкам стадиона, обычные спортсмены, грубо говоря, больше ничего и делать-то профессионально не умеют. Наши воспитанники как минимум знают, как держать в руках отвертку, молоток, знают, что такое мотор, карбюратор... Кроме того, одним только мотоциклом их тренировки не ограничиваются: бег утром и вечером, занятия в спортзале, днем – трасса. Мы спокойно отправляем ребят в армию: они подготовлены к службе физически. Помню случай, когда наш Станислав Малышев на третьем месяце службы выиграл первенство батальона – быстрее пробежал, дальше гранату метнул…”
В клубе воспитываются целые поколения, семьи. Например, семья Куликовых (Дмитрий, его брат Сергей, сын Евгений, а ранее и супруга Элеонора). Не забывают его и друзья, ветераны. Приезжают получить дополнительную порцию адреналина. Подполковник ГИБДД Евгений Константинович Белугин (имеет первый разряд по мотокроссу) рассказал: “Спорт патриотический, воспитывает волю, характер, мужество.  Этим людям надо песни слагать. Они настолько бескорыстно преданы своему делу. Только благодаря им мотокросс сохранен в городе и, самое главное, сохранена команда. До армии судьба свела меня с этими ребятами, но полностью заниматься им не было времени, т. к. это не только езда на мотоцикле, но и физическая подготовка: штанга, бег… Хотя очень увлечен этим спортом. Сегодня в любое свободное время спешу на трассу. На большие соревнования далеко ездить времени не хватает, но в ярославских как ветеран участвую всегда. Если человек научился управлять спортивным мотоциклом, то он в совершенстве овладеет любым транспортным средством. Его характеризуют максимальная внимательность, концентрация, ориентация, принятие правильного решения в экстремальной ситуации. Ведь сорокаминутная гонка - это экстремальные условия. Кто прошел эту школу, может “чай пить” хоть на самосвале, хоть на мерседесе…”
Победу куем своими силами
Кроме ярославской команды лидерами мотоспорта в стране сегодня являются команды Сибири, Урала и Пензы. В первых регионах, что называется, есть средства - нет подготовленных спортсменов. Неоднократно ярославскому клубу поступали предложения выступить за ту или иную область, но и тренеры, и спортсмены в этом вопросе патриотично-солидарны, отвечают отказом. Да и легионеров никогда не брали. На всех соревнованиях побеждают своим составом. В 2000 г. подающий большие надежды Евгений Куликов стал призером этапа Чемпионата России. До этого таких достижений в ярославском мотоспорте не было. В зимнем Кубке России опять он же вместе с Валерием Моисеенковым взяли четвертые места. На состоявшемся летом втором этапе Первенства среди команд – мастеров Высшей лиги в г. Ноябрьске Валерий стал бронзовым призером. Соревноваться приходилось не только с россиянами, а с украинцами, прибалтами, которые на договорной основе участвуют в гонках, а набираться опыта ездят в Германию, Голландию.
“Партизанские”
времена
У клуба был прекрасный потенциал, но с конца 2000 г. он попал в “опричнину”. Спортсменам пришлось оставить помещение. Финансирование клуба “секвестировали” по самое “не балуйся”, более девяти месяцев сотрудники клуба не получали зарплату. Самовыживание стало целью клуба. Спортивные успехи на этом фоне просто не котировались. Шанс получить призовое место в Высшей лиге был упущен. На Чемпионат России  2001 г. команда не поехала. В никуда ушли семь лет упорных тренировок.
Сегодня все финансирование мотоклуба Высшей лиги составляет меньше одного процента от финансирования средней хоккейной команды. На квартал выделяется для участия в соревнованиях всего 10 тыс. рублей. Требуется же (для участия в самых важных стартах) не менее 40 тысяч. Родители покупают детям бензин,  снаряжают необходимой провизией, иногда сами возят их. На выездах команда никогда не пользуется услугами гостиницы, живут в автобусе, еду варят на  костре. А на сэкономленные деньги приобретают запчасти.
Сейчас в клубе занимается 16 человек. Есть тренеры с тридцатилетним стажем. “На сегодняшний день мы имеем три мотоцикла 1999 г., остальные 1996-1997г.г., а рабочих всего семь. Покупка запчастей к старому мотоциклу встанет в пять раз дороже, чем купить новый, – говорит Николай Костянов. - На старой технике показывать результат сложно. А стареет спортивный мотоцикл быстро: более трех лет на нем выступать нельзя, если ставить перед спортсменом высокие цели. Приобретение новой модели обходится от 4 до 6 тыс. долларов. Цилиндр, которого хватает года на два, стоит 300-400 долларов. Безопасность стоит на одном из первых мест: без хорошего шлема и бот, перчаток, нагрудника и очков ни один наш тренер не посадит спортсмена на мотоцикл.
Трассы на сегодняшний день клуб тоже не имеет. Территория самодельной неофициальной трассы на Нижнем поселке в ноябре застроится коттеджами. Официальная трасса досаафовская в карьере на Московском проспекте находится очень далеко от клуба. Когда дети начинают учиться, сложно успеть все сделать: переодеться, доехать, покататься, помыть мотоцикл. 
А нужно-то всего от полутора до трех километров серпантина, пять гектар вполне достаточно. Получали мы предложение провести у нас гонку Высшей лиги, но нам даже пригласить-то некуда. Ежегодно проводим обычные гонки, но в этом, наверное, не потянем”.
При всем этом мастера кроссового мотоцикла умудряются оставлять за спиной соперников из регионов куда более “благополучных” в смысле мотоспортивной инфраструктуры. Самое значимое событие в этом году – Кубок ветеранов, на нем Валерий Гриднев стал бронзовым призером, а до этого уже дважды был серебряным.
На первенстве России этого года ребята “Автомобилиста” взяли два призовых места. В свободном классе Валерий Моисеенков получил только третье место из-за сломавшегося на четвертом заезде мотоцикла. Если бы не поломка, ярославская команда завоевала бы все лидирующие места. В итоге первое, третье, четвертое, пятое и восьмое места остались за нами.
И еще. Совсем недавно проходил Чемпионат Мира по мотокроссу, где у нашей страны не нашлось достойных представителей. Возможно, этот печальный факт как-то обозначит проблему для заинтересованных людей, и ситуация наконец изменится к лучшему.

Добавить комментарий