Остальные
Выступая в группе «Б» Владимир только в последнем туре добился победы. Первой и единственной: он обыграл израильтянина Пинхасова. Еще в шести турах Владимир добился ничьей. В итоге 4 очка после 9 туров и 7/8 место в группе.
В итоге Скрабов не попал в финальную пульку. Для того чтобы попасть в «дюжину сильнейших» ему не хватило двух очков.
Не лишним будет отметить два поражения 6-тикратного Чемпиона России на этом чемпионате мира. Но если поражение от международного гроссмейстера Плакхина из Белоруссии можно объяснить, то поражение Скрабова от украинского мастера спорта Косенко вызывает удивление.
Заключительный аккорд был замечательным, но не без приключений. Не достали билетов на нужное число. Во Францию добирались на "перекладных" через Италию. Такого еще не случалось нигде - французы оказались настолько гостеприимными, что разрешили бесплатно тренироваться на трассе. Сборная вышла на лыжню в теплых костюмах. Вскоре стало жарко, и ребята, раздевшись, продолжили прикидку в футболках и шортах. Для собравшихся уже само это вылилось в зрелище. Восхищение вместе с удивлением было неподдельным. А Игорь со товарищи не переставали удивляться другому: как быстро организаторы последнего этапа кубка мира заменяли растаявший снег на новый, привозя его с гор.
В первой гонке, спринтерской, рыбинец Игорь Самойлов стал вторым. В пасьюте, гонке преследования, - только пятым. Еще хорошо, что не двадцать пятым. Неожиданно сломался лук, отвалился прицел. Ремонт на ходу не удался. Пошли промахи и вместе с ними штрафные круги. Но все хорошо, что хорошо кончается: набранных за восемь главных гонок сезона очков все-таки хватило для завоевания заветной чаши и двух итоговых золотых медалей. Позже, когда на площади провинциального западного городка проходила церемония награждения, кубок Игоря наполнили вином. Выпили по глотку все, кто присутствовал на этом приятном во всех отношениях сборище...
Двадцатилетний третьекурсник рыбинского педагогического колледжа, мечтающий об университетском образовании на факультете физвоспитания, всегда активно жил в спорте. Причем всегда проявлял универсализм и характер. Проявил себя в биатлоне. Оставил. Потому что этот дорогостоящий вид так и не привился в наших краях. Пошел в зимний полиатлон. Не без успеха. Даже выполнил норматив мастера. А вот теперь заставил по-новому оживиться поклонников лучников, привыкших к победам наших стрелков. Ачери-биатлон. Лыжные гонки со стрельбой из лука. Все еще экзотический для нас вид, на стезю которого стремительно вышел Игорь Самойлов и записался в чемпионы. Идею подал директор СДЮШОР по стрельбе из лука Леонид Иванович Боровицкий. Дальше - больше. Игорь блеснул на первых же всероссийских соревнованиях. Быстро вошел в юниорскую сборную страны и обосновался на первых позициях европейских и мировых первенств. В этом году окончательно "повзрослел" и стал настоящим чемпионом планеты. Похоже, итальянцы на свою голову придумали ачери-биатлон. И похоже, именно они, принимая следующие зимние Олимпийские игры, впервые увидят в программе главных состязаний четырехлетия робин гудов на лыжах. Ну а у самого Самойлова пока все складывается по-олимпийски - настрой, воля, спокойствие.
Нынешний чемпионат мира в Словении. У рыбинца две золотые медали. А должно было быть четыре. Ох уж эти тренерские заморочки на грани "ведомственной" возни и предвзятости. Старший тренер сборной России заявил Игоря для стартов вне конкурса, то есть фактически определил в запасные. А тот возьми и одержи две абсолютные победы - в спринте и в гонке преследования. Неловкое это положение - чемпион без наград. Кстати, москвич Андрей Марков, удостоенный золота, пытался отдать обе медали Игорю. Однако и наш земляк встал на мужской принцип: ему чужого не надо... Наставник сборной под занавес чемпионата дал задний ход и заявил Игоря для официальных стартов. Самойлов, уже к тому моменту прослывший среди товарищей "железным", снова стал первым, выиграв гонку на 12,5 километра. И наконец, во многом благодаря его усилиям россияне были недосягаемыми в эстафете. Все пережитое, звонок матери в Рыбинск, окрепшее уважение коллег, невозмутимость - много всего пришлось на этот его чемпионат. Там, в Словении, стало ясно, кто первый номер в российской сборной по ачери-биатлону. Эти же соревнования были среди главных определяющих, кому достанется по весне та самая позолоченная чаша. Быстро закрутились в кабинетах нормативные бумаги - Самойлов за короткий срок шагнул из перворазрядников в мастера спорта международного класса.
Когда Игорь Самойлов открыто улыбается, трудно себе представить, насколько он волевой парень. А ведь была тяжелая травма, были организационные нервотрепки, безденежье за считанные дни до зарубежных поездок. После занятий в колледже трудная тренировка, и на нее он шагает с улыбкой. Гонщика из него сделал отец Николай Дмитриевич - он и сейчас главный тренер сына. Метко стрелять по разноцветным мишеням помогает Захар Боровицкий. Игорь тренируется много и охотно, хотя даже лучшие рыбинские трассы недостаточно оборудованы для ачери-биатлона, который называют еще ски-арком. Конечно, теперь бывает на сборах, в том числе и заграничных. Но большей частью совершенствоваться приходится в своем микрорайоне Волжский. Особо здесь не разбежишься, но старый добрый стадион "Металлист" все-таки помогает делать свое дело. Это надо видеть, как зимним вечером, при свете прожекторов здесь завершает круг за кругом наша главная олимпийская надежда. В данном случае Игорь Самойлов не слишком гордый: надо получить по максимуму от того, что есть.
В общем зачете победителями стали ярославцы, на втором - костромичи, на третьем - тамбовские спортсмены. Лучшими в клубном зачете оказались многоборцы из рыбинской ДЮСШ-11, на втором месте - студенты Ярославского педуниверситета и на третьем - спортсмены Ярославской ШВСМ.
В индивидуальном зачете среди мужчин в возрасте 21 - 27 лет победил мастер спорта международного класса из ЯГПУ Виталий Круглов, а среди мужчин в возрасте 28 - 34 лет - рыбинец Николай Макаров. Среди девушек в возрастных группах 16 - 17 и 18 - 20 лет соответственно первые места заняли Анна Кудрявцева и Екатерина Хоменя.
У женщин в возрасте 28 - 34 лет лучшей стала ярославна мастер спорта международного класса Надежда Благова (ШВСМ). Среди спортсменок в возрастной группе 40 - 45 лет лучший результат у Ирины Дмитриевой (ФОК "Волжанин", Ярославль).
Как «запор» «мерс» обгоняет
Утро накануне международных гонок. Судья придирчиво осматривает красные флажки на трассе. Владельцы «Суббару», «БМВ» и «Фольксвагенов» любовно смахивают несуществующие пылинки с машин. Фанаты спорят о шансах фаворитов. И вдруг подъезжает ядовито-желтый «Запорожец» и встает рядом с иномарками. Зеваки с изумлением сообщают друг другу, что «запор» тоже будет участвовать в гонках, а несколькими минутами позже в шоке смотрят, как с каким-то даже реактивным звуком «Запорожец» лихо обгоняет иномарки и становится лидером заезда.
Эта полностью реальная история с завидной периодичностью повторяется с ярославским преподавателем училища №11 Александром Воробьевым. Его машина только выглядит как «Запорожец», а своей начинкой практически во всем схожа со схемой «Порше» — признанным лидером ралли Лондон — Сидней. На асфальте машина легко держит 140 километров в час.
Понятно, что такие скоростные характеристики появились у «Запорожца» не благодаря заводу-изготовителю. Александр потратил несколько лет, чтобы создать свой чудомобиль. А все потому, что скромный студент технического университета, а позднее преподаватель автодела в профессиональном училище №11 еще с детства, таская за собой по песочнице игрушечный автомобильчик на веревочке, мечтал о настоящей гоночной машине. Но денег, сами понимаете, преподавателям училища платят немного, «Порше» за десятки тысяч долларов не купишь. Тогда Воробьев решил сделать такую машину собственными руками. А в 97-м году и случай подвернулся удачный.
Смесь бульдога с носорогом
Надо сказать, что в успех задуманного Александром никто не верил. И машины, которую можно переделать, не было. Но как раз в это время сестра Воробьева из Москвы прямо на Красной площади перевернулась на своем желтом «Запорожце». Стал автомобиль битый чуть не всмятку — в общем, покупать даже за смешную цену никто не хотел. И в гараже ее держать невыгодно — только место занимает. В общем, сестра решила подарить «Запорожец» Александру — и он свою мечту осуществит, и машине все равно уже хуже не будет.
А автомастер Воробьев действительно классный. Он обратил внимание, что, как это ни странно, компоновочная схема «Запорожца» во многом похожа на схему автомобиля марки «Порше», машины чрезвычайно дорогой и редкой. И Александр решил свести различие до минимума, причем обращая внимание не на внешние проявления, а исключительно на внутреннее содержание, «душу машины».
— Вместо разломанного при аварии родного мотора установил 1600-кубовый двигатель, сменил стартер на более соответствующий движку. Использовав специальную план-шайбу, состыковал жигулевский двигатель с запорожской коробкой передач. Для этого изменил схему: сделал выход для карданного вала, отделил коробку передач от редуктора заднего моста, которые у «запора» совмещены, и вынес из коробки и установил вперед главную передачу так, что она оказалась перевернутой вверх ногами, — в таком положении зубья работали на захват. Модернизировал мост: поставил на него стабилизатор поперечной устойчивости от «Москвича» и реактивные вазовские штанги, чтобы сделать машину более устойчивой на поворотах, — делится секретами «перепланировки» Александр.
Шедевром этой дикой, но весьма эффективной солянки стало совмещение деталей «Оки», «Москвича» и «восьмерки» в передней подвеске моста. Затем мастер сделал свой «Запорожец» полноприводником.
Осталось приделать крылья
Надо сказать, что описала я только малую толику того, что сотворил со своим «Запорожцем» Воробьев. Результат превзошел даже его смелые ожидания. Уже впервые появившись на международном ралли «Медведь», чудо-автомобиль выступил вполне достойно, хотя и не занял первого места.
Красотой новорожденная машина не отличается — по вмятинам желтой крыши угадываются следы достопамятной аварии, да и безошибочно определяемая форма «Запорожца» далеко не поражает изяществом линии. Но это мастера не беспокоит — по его мнению, главное для машины, как и для человека, не внешность, а душа. И на достигнутом Александр останавливаться не собирается: в его планах — замена двигателя на 2000-кубовый движок.
— А потом приделайте ей крылья. Только это еще осталось, — по-доброму шутят коллеги.
Джип ярославского производства
На любовно созданной машине Александр по городу не ездит — бережет для гонок. Для обычных поездок недавно купил другую машину — «Таврию». Не удивлюсь, если ее со временем тоже превратят во что-нибудь такое-эдакое, тем более что у Александра подрастает 13-летний сын, который полностью разделяет увлечение отца. Хорошо, жена Воробьеву попалась терпеливая — ждет долгие дни и вечера, когда ее мужчины пропадают в гараже...
Последние гонки, в которых принимал участие Александр, назывались «Ярославич»и проходили в нашем городе. Участники уже знали о том, что будет некий «Запорожец-Порше», и бурно приветствовали его криками и овациями: Воробьев стал в Ярославле своеобразным символом мастерства, кумиром начинающих автолюбителей.
А вот Александр Викторович Апенко, превративший свою синюю «Волгу» в джип, известен гораздо меньше. Может, потому, что в первую очередь обратил внимание на форму, а не на содержание: внешне его машина — джип, а внутренне как была «Волгой» р 5970 А, так «Волгой» и осталась. Шофер по специальности, он постоянно читал соответствующую литературу, в том числе журнал «За рулем», и однажды решился на эксперимент с самым дорогим, что у него есть, — с собственной машиной. Теперь на его синем автомобиле крыша от «жука», капот от «жигуленка», остальное самодельное. Кузов машины, к примеру, полностью самодельный. Сам варил, а главное, подгонял детали, что, сами понимаете, было совсем непросто. Синяя, яркая, эффектная, машина сразу бросается в глаза на дороге, люди на улице завистливо оглядываются. Но переделал ее Апенко не ради красоты, а для удобства.
— Могу загрузить в джип 700-800 килограммов груза, — гордо рассказывает Александр, — плюс ко всему здесь пять мест пассажиров. Очень удобно на дачу ездить, картошку возить. Жаль только, что регистрации много при переделке оформлять нужно — волокиты много, на каждую детальку отдельную бумажку оформи и за все заплати. Уже кажется, что я на то, чтобы сделать, меньше сил потратил, чем на оформление.
Такие вот два уникальных случая — с Александром Воробьевым и Александром Апенко. Выбирайте сами, что вам больше нравится — форма или содержание, желтый «Запорожец» или синий джип. А по мне, так оба случая достойны похвалы — здорово, когда у тебя есть нечто эксклюзивное и полезное, чего нет ни у кого другого, и тем более приятно, если ты сделал это «нечто» своими руками.
И тем не менее. В прошлом году в Лиссабоне проходило действо иного характера — чемпионат Европы для шахматистов с болезнями органов слуха. Чем он был особо примечателен, так это тем, что впервые на нем принимала участие команда из Ярославля.
В тройку лидеров наши тогда не попали, ограничившись четвертым местом и пропустив вперед Гамбург, Лондон и Будапешт. Первое же место в личном первенстве оказалось именно у ярославца Анатолия Еремина. Кубок, свидетельствующий о победе, хранится теперь у него в квартире...
Как выяснилось через год, чемпионский титул ничего ярославскому инвалиду не принес. В Ярославле он не получил даже мало-мальских знаков внимания или почетной грамоты.
А недавно пришло приглашение из Вильнюса. Анатолия Владимировича зовут принять участие в чемпионате Европы 2002 года. Правда, как выяснилось, вероятность отправиться туда ничтожно мала. «Я не имею никаких возможностей поехать, — говорит Анатолий Владимирович, — несмотря на то, что смог бы составить серьезную конкуренцию зарубежным шахматистам».
И областные власти, и депутаты, и директора предприятий, узнав, что речь идет вовсе не об элитном спорте, наотрез отказываются профинансировать поездку. Своих же средств у глухих шахматистов, понятное дело, нет. Оказывается, они, на свой страх и риск, ездившие на чемпионат в прошлом году, до сих пор не расплатились с долгами.