
Здесь рыбы нет?
В детском юмористическом журнале "Ералаш" есть веселый сюжет о незадачливом рыбаке, который исковырял весь лед буром, пока не понял, что здесь, вообще-то, каток. Хотя директор стадиона битых часа три толковал ему по громкоговорителю, что рыбы здесь нет. Для полноты картины представим себе, что любитель окуня и плотвы упражнялся на льду непосредственно по время тренировки хоккеистов. Абсурд? Не скажите.
Не далее, как неделю назад, на лыжероллерной трассе в Павловском парке на одной тренировке получили травмы и лишились части инвентаря сразу двое спортсменов из группы старшего тренера СДЮШОР-3 Сергея Витальевича Соболева. Сергей Тряпичкин (на фото 1), чтобы уйти от столкновения с автомобилем, внезапно выехавшим перед ним, был вынужден на скорости под пятьдесят километров в час улететь с трассы - и отделался ободранной кожей на руке. Дмитрий Ефимов (фото 2) комизм ситуации оценил, когда увидел новый, только что купленный роллер. Конструкция из прочнейшего дюралюминия скрутилась буквально винтом, после того, как Дмитрий спас жизнь старушке, лишившись части собственной кожи на ноге.
Бабушка, шедшая по трассе, услышав, что её просят освободить дорогу, сначала поставила на асфальт обе свои сумки (чем полностью закрыла проезд), а потом принялась крутить головой, определяя, к ней ли относится это самое предупреждение. А роллеры обладают двумя особенностями - мало того, что разгоняются похлеще лыж, так еще и тормозить на них невозможно. Если только вот таким способом - улетая с трассы и молясь, чтобы на пути не встретилось дерево. Или, допустим, битая бутылка.
Любопытно, что оба виновника инцидентов повели себя, мягко говоря, странно. Бабка долго пеняла Дмитрию, что он ее испугал. Водитель такси и вовсе поспешил покинуть место происшествия, даже не убедившись, все ли в порядке со спортсменом. И, с формальной точки зрения, был прав, поскольку ДТП не произошло. Сергей же в машину не врезался? Стало быть, вояж спортсмена по кустам - только его собственная беда.
Кстати, этот же автомобиль едва не стал причиной еще одного инцидента - двигаясь из парка, он выехал навстречу Екатерине Клемантьевой. Екатерина была еще только в начале спуска - и скорости большой набрать не успела. Зато ее успел набрать таксист - и только координация позволила спортсменке проскользнуть между автомобилем и краем трассы, за которым ее по определению ждало падение.
- Эти происшествия - только верхушка айсберга - пояснил Сергей Витальевич. За несколько десятилетий существования трассы местные жители так и не поняли, что дорожки в Павловском Парке - спортивный объект. Автомобилями риски лыжников не исчерпываются - не меньшую опасность представляют, например, собаки или молодые мамы с колясками. Когда мамы гуляют шеренгой по двое, шанс с ними разминуться еще имеется. Когда их трое в таком "построении" - шансов нет. Ко всему, никто из посторонних не понимает двух особенностей нашего вида спорта: во-первых, лыжероллеры позволяют спортсмену ехать со скоростью, превышающей среднюю скорость велосипедиста - около тридцати километров в час по равнине. А на спусках разгоняются и до шестидесяти километров в час. Потому никто из гуляющих и не успевает, как правило, уступить дорогу - они просто воспринимают лыжника на роллерах, как пешехода. Во-вторых, у роллеров напрочь отсутствуют тормоза. Это приводит к парадоксальным последствиям - мои воспитанники страдают не только от помех во время движения, но и от агрессии по отношению к себе. Иногда в беседах с гуляющими доходит до рукоприкладства - они, к примеру, обижаются, что перед ними ребята не тормозят. А моих объяснений просто не хотят слушать.
Любопытно, что всего через день после своих приключений "пострадавшие" уже тренировались на той же трассе. Причем Дмитрий, лишившись своих коньковых роллеров, был вынужден на равнинной части буксировать за собой старую покрышку классическим стилем - а Сергей все так же летал с головокружительных виражей. Примечательно, что в Демино, к примеру, спуски круче и виражи страшнее. "Но там я себя чувствую спокойнее и могу работать в полную силу - заметил Дмитрий. Там все от меня зависит, а не от непредсказуемости пешеходов или водителей автомобилей. И с собаками там никто не гуляет".
А где она есть?
Сравнение деминских и павловских трасс вообще изначально получается не в пользу последних. Дело не только в протяженности и не только в перепаде высот. Павловская трасса гораздо старше - первый ее вариант появился еще при развитом социализме. И тогда она устраивала спортсменов практически во всем (кстати, это была единственная освещённая трасса города - потому зимой она эксплуатировалась еще интенсивнее, чем летом). Но уже в новые времена, когда трассу реконструировали, строители проигнорировали консультации тренеров СДЮШОР-3 - и спрофилировали трассу по старому плану.
- А роллеры с тех пор изменились радикально - подчеркивает Сергей Витальевич - скорости теперь чуть ли не в три раза выше, чем в восьмидесятые годы. И получилось, что сегодня в Павловском парке даже без помех тренироваться могут только опытные спортсмены. Да и те порою получают весьма серьезные травмы.
С этой бедой Сергей Витальевич пытался попасть к председателю муниципалитета Ярославля Владимиру Николаевичу Голову. Кстати, еще будучи заместителем председателя горисполкома Дзержинского района Ярославля Владимир Николаевич много поспособствовал созданию трассы в Павловском парке. Теперь от городских властей спортсмены ждут главного - юридического подтверждения статуса трассы. Ну, хотя бы запрета проезда здесь автомобилей и выгула собак. Однако встретиться с городским руководством тренеру не довелось - и каждый раз, выводя своих воспитанников на тренировку, он буквально рискует личной свободой, либо профессиональным статусом. Потому что, случись с его подопечными чего серьезнее ссадины - кто будет виноват? Правильно, Соболев - перед законом. А проиграй его спортсмены большую часть стартов сезона - тоже он же, но уже перед руководством школы. И куда ему деваться?
Конечно, есть соблазн вообще отказаться от роллеров и заниматься только лыжами - исключительно зимою. А с весны до осени - бегать, крутить велосипед, мучить тренажеры... Да мало ли чем еще можно заниматься летом? Но, во-первых - сколько ёе теперь осталось - той зимы? И, во-вторых - сколько ж можно бегать? Тот же Дима Ефимов, к примеру, уделывает всех легкоатлетов области на дистанции свыше трех километров, причем на гладком круге. И в России среди сверстников входит в двадцатку лучших бегунов. Куда ему еще лучше бегать, если по своей специализации он все же лыжник, а не бегун? Ладно раньше, когда лыжники передвигались исключительно классическим ходом. Но, по словам тренеров, коньковый ход без роллеров поставить практически невозможно - а больше полвины собственно лыжных соревнований сегодня проводятся именно "свободным", то есть коньковым стилем.
Тогда возникает другой закономерный вопрос: а как выходят из положения те тренеры, у которых и такой-то трассы нет? Да по разному... Переславцы грузятся в автобус и едут по району в поисках островков социализма, где дороги еще есть, а народ уже не живет... Воспитанники Анатолия Дмитриевича Белякова крутятся по шестисотметровому кругу вокруг стадиона "Славнефть", даже не помышляя о рельефе. Раиса Александровна Гусева запускает своих спортсменов кататься в окрестностях стадиона "Локомотив", где тоже днем с огнем не сыщешь спусков-подъемов, зато вволю ездит автомобилей...
Говоря честно, выходя из этой ситуации и не проглядывается. Дело даже не в деньгах и не в ресурсах. Тот же Владимир Павлович Сапожников, директор СДЮШОР-19, получив в свое распоряжение базу в Яковлевском бору, поначалу собирался создать там лыжероллерную трассу. Но, оценив потенциал расположенных поблизости жилых районов, от затеи отказался - такой объект мгновенно станет вожделенным местом прогулок для любителей шашлыков и все тех же собачников с теми же молодыми мамами. Были мысли о прокладке асфальта в Мекке ярославских лыжников - на городском стадионе Подолино. Или даже ближе - между гаврилов-ямской трассой и селом Лучинское, где в неиспользуемых для сельского хозяйства полях существует имитационный круг, и где до сих пор тренируются многие лыжники. Однако для героев нашего материала, это не выход (до Подолино тому же Сергею Соболеву ехать - 70 километров в обе стороны). Получается, что даже если нашим фантазиям суждено сбыться, с трассой в Павловском парке все равно нужно что-то решать. Потому что для заволжан и брагинских лыжников она остаётся единственным "светом в окошке". И одновременно - сущим наказанием. Вот такой парадокс - почище лыжника на асфальте и рыбака на стадионе...
Анатолий Кононец