Когда телега впереди лошади

Когда телега впереди лошадиСтремление ярославцев к спорту приобретает такие черты, за которыми не всегда может угнаться городская инфраструктура.

Для того чтобы испытать от бытия легкий шок и переосмыслить свой взгляд на очевидные, казалось бы, вещи, необязательно ехать за тридевять земель. Можно поутру выйти на Волжскую набережную и увидеть, как под грохот колес, с цокотом победитовых наконечников по асфальту вдоль великой русской реки летит… лыжник.

Скорее всего, это будет отставной полковник Госнаркоконтроля Николай Александрович Медведев. Но если задаться целью и провести на этом месте пару часов, можно застать за этим же занятием Максима Гиниятова, Алексея Смирнова, Егора Васильева… Все они – неоднократные победители российских и международных соревнований как по собственно лыжам, так и по этой дикой на первый взгляд забаве – катанию на лыжероллерах. Да и молодежь от них не отстает, пугая идущего неподалеку пешего обывателя запредельными скоростями, а водителей – полным отсутствием торможения. Что трудно ставить в вину спортсменам – тормозов на роллерах не предусмотрено в принципе.

В этой яркой и весьма оптимистичной картине есть на самом деле один невеселый аспект. На проезжей части, честно говоря, спортсмену делать нечего. Но как быть, если СМИ активно внедряют в сознание и подсознание граждан необходимость ведения здорового образа жизни? Зато реализация этого желания непрерывно упирается в отсутствие даже мало-мальски соответствующих возможностей. Так что делать лыжникам? Ждать снега и зимы? Да сколько ее осталось, той зимы? На один снежный декабрь в последние восемьдесять лет приходится три­-четыре "сиротских". Приходится становиться камикадзе…

– Я бесконечно уважаю тех спортсменов, которые своим примером показывают, что лыжные гонки в Ярославле не прекращаются даже летом, – прокомментировал ситуацию президент Федерации лыжных гонок Ярославской области Виктор Попов, – но поддерживать настолько экстремальные проявления любви к нашему виду спорта я не могу. Нужно понимать, что соседство с транспортом на автодороге общего пользования всегда чревато ДТП – и то, что серьезно пока в них никто из спортсменов не пострадал, не должно нас настраивать на благодушный лад.

Какое уж там благодушие: на единственной специализированной трассе Ярославля – в Павловской роще – каждый год происходит не менее пяти случаев падения спортсменов, связанных с необходимостью увернуться от едущих навстречу автомобилей. Хотя на въезде в парк, естественно, и "кирпич" висит, и пара железобетонных блоков лежит.

Между прочим, вопросы безопасности касаются не только лыжников. К примеру, по той же причине практически умер такой вид спорта, как велогонки на шоссе. Спортсмены специализированной СДЮШОР №18 не от хорошей жизни все чаще принимают участие в соревнованиях по маунтинбайку, который, заметим, своей базы в городе не имеет, а существует как один из видов зимнего триатлона.

– Да, мы не развиваем маунтинбайк как отдельный вид спорта, – пояснил директор СДЮШОР № 19 Владимир Сапожников, – но отдаем себе отчет в том, что сегодня это единственный, помимо трека, вид доступной и безопасной езды на велосипеде. Именно поэтому мы проводим летом несколько крупных гонок на велосипедах­-внедорожниках... Но только там, где пересечение наших трасс с автотранспортом исключено в принципе.

Между тем Ярославль за пределами нашего региона знают в немалой степени благодаря умению наших организаторов обустроить для проведения соревнований самые урбанистические пейзажи. К примеру, участники Кубка мира по лыжероллерам, состоявшегося в Ярославле в далеком уже 2006 году, до сих пор готовы выступать здесь в любое время и на любых условиях. И нельзя сказать, что умения эти утрачены нашими специалистами напрочь. Не далее как в минувший День физкультурника СДЮШОР №3 провела открытый чемпионат города по лыжероллерному спринту прямо… на стоянке стадиона "Шинник". Есть планы освоить и другие места городского пейзажа.

– Весьма перспективной выглядит площадка у нового торгового комплекса "РИО", что на Тутаевском шоссе, – заметил по этому поводу директор СДЮШОР №3 Николай Куликов. – Там можно замахнуться даже на проведение дистанционной гонки. Но здесь мы опять ставим телегу впереди лошади: сначала нужно обустроить трассы, где спортсмены могли бы безопасно тренироваться. И уж тогда проведение соревнований в городе вообще никаких проблем не создаст.

Заметим, что подобные объекты в городе нужны не только спортсменам. Обычные роликовые коньки, в изобилии представленные на полках наших магазинов, являются объектами детского вожделения ровно до того момента, как ребенок, заполучивший этот предмет, пытается его использовать. Просто больно видеть детей, ковыляющих по газонам и пытающихся объехать бордюры в этих обновках – столь же ярких, сколь и бесполезных. Или взять тех же велосипедистов, нынче в изобилии гоняющих по тротуарам. Им там, конечно, не место – даже согласно букве закона. Но если все они переместятся на проезжую часть, выйдет еще хуже. В этом, кстати, главный парадокс ситуации: на дороге любители активного образа жизни рискуют своим здоровьем, а то и жизнью, на тротуаре же подвергают опасности "мирное население".

Нельзя сказать, что власти ничего не делают, чтобы остроту этих вопросов как­то смягчить. К примеру, роллердром в парке 1000летия все-таки построили. Заместитель мэра по вопросам социально-­экономического развития города Дмитрий Донсков недавно озвучил в СМИ планы по модернизации парка нефтеперерабатывающего завода, в котором предполагается найти место и для любителей активного образа жизни. Понемногу наводится порядок в Павловской роще. Но все это, конечно, капли в будущем море. А пока недостаток инфраструктуры наши "горячие головы" компенсируют или своим бесстрашием, или поиском мест, где есть нормальный асфальт и нет движения автотранспорта. Наличие таких мест позволяет надеяться, что вопрос этот в принципе решаемый. К примеру, заволжане вовсю используют асфальтовое кольцо так и не возведенного стадиона "Импульс", жители южных районов города напряженно эксплуатируют улицу База Нечерноземья…

Осталась, собственно, самая малость: увязать будущее расположение подобных объектов с насущными потребностями населения и зафиксировать их в генеральном плане Ярославля. Чем мы, в конце концов, хуже Минска, в котором роллеры и велосипедисты давно уже не шокируют автомобилистов и пешеходов? Поскольку уравнялись с ними сначала в правах и возможностях, а затем – и в количестве.

Добавить комментарий