Многократный чемпион России и обладатель Кубка страны по авторалли Тимофей Воробьев из Ярославля давненько не радовал своих земляков яркими победами. Оно и не удивительно – до последнего времени один из сильнейших гонщиков России боролся за победу в своем классе автомобилей (бывало и в абсолютном зачете!) на «восьмерке» 1996 года выпуска, тогда как все соперники пересели на иномарки. В лучшем случае – на свежие и модернизированные модели «Жигулей».
Боролся Воробьев успешно. Например, в прошлом чемпионате он стал бронзовым призером чемпионата страны. И при этом умудрился оставить за спиной сильных гонщиков, выступавших на продвинутых «Пежо». Все восхищались и в очередной раз задались вопросом: «А как бы выступил Воробьев на приличной «тачке»? Этот риторический вопрос звучит уже не первый год, но ответ на него был получен только в феврале 2003 года. Случилось это после очередного этапа чемпионата России – международного ралли «Мороз» в Раменском, на котором ярославский гонщик сел за руль не своей старенькой «восьмеры», а «Ситроена». Надо ли говорить, что Тимофей Воробьев выиграл гонку в своем классе автомобилей с объемом двигателя до 1600 кв. см? Причем, выиграл с фантастическим для ралли отрывом от второго призера – 6 минут. Более того, он был третьим в абсолютном зачете, обогнав в очередной раз более мощные автомобили других классов.
— Тимофей Иванович, на эту гонку вы арендовали «Ситроен» у своего прославленного коллеги Успенского. Это была ваша идея?
— Замысел нашего сотрудничества родился еще в прошлом сезоне. Успенский на ралли «Снежная Карелия» предложил мне пересесть в один из своих «Ситроенов». Я, естественно, согласился. На этом автомобиле я выиграл в своем классе и стал седьмым в абсолютном зачете. Но тот автомобиль («Ситроен-Саксо Т4») по большому счету не попадал ни под одну зачетную группу чемпионата России. Рейтинговых очков я не заработал, но получил удовольствие от езды на хорошей машине. И, наверное, доказал Успенскому, что со мной можно иметь дело.
Вообще-то господин Успенский не только отличный гонщик, но и хороший бизнесмен. Его компания продает в России иномарки. Он и решил проводить в России кубковые соревнования в новом моноклассе. Ему нужен был сильный гонщик, и выбор пал на меня. Может еще и потому, что, в отличие от столичных коллег, я менее притязательный. Условия у нас такие: он мне дает машину на гонку, а я обеспечиваю техобслуживание и защищаю честь родного Ярославля. Мне нужно было соревноваться в классе А-6, где выступают специальные раллийные автомобили типа «Пежо-106», чтобы доказать, что мой «Ситроен» способен на многое. Что, собственно, я и сделал.
— Говорят, чтобы выигрывать серьезные соревнования, гонщик должен сродниться со своим автомобилем, знать все тонкости его поведения, а вы сели на чужую, незнакомую вам машину…
— Понятно, но это относится только к российским автомобилям. Да и к хорошему привыкаешь мгновенно, так что проблем с адаптацией у меня не было. После того, как я сел во французскую машину, у меня возникло только одно острое желание: собрать весь наш отечественный автопром в один большой мешок и бросить с моста в реку. Если раньше я думал, что в автомобилестроении мы отстали лет на 50–80 лет, то теперь понимаю, что навсегда.
Хорошая импортная машина, а они почти все такие, ведет себя так, как и должен вести себя автомобиль: когда тебе надо – тормозит, когда надо – ускоряется. От нашей же не знаешь, что и ожидать…
— Наверное, и порог надежности у иномарок выше?
— Естественно. Грустно вспоминать, сколько гонок можно было проехать более успешно, если бы у меня была другая машина. Моя «восьмерка», грех жаловаться, подводила меня не часто. Я ее изучил досконально. Знаю какую деталь после какой гонки надо поменять. И не потому, что она пришла в негодность, а в целях профилактики. Иначе она могла полететь в самый неподходящий момент.
— Цена нового импортного и отечественного автомобиля, если судить по серийным аналогам, несопоставима.
— Давайте договоримся, что серийный и раллийный автомобиль – это две большие разницы. Никому же на ум не придет сравнивать КамАЗы, выступающие на ралли «Париж–Дакар», с теми, что мы видим на улице. Правильно? Такая же картина и у нас. Даже моя машина, имеющая облик «восьмерки», не имеет ничего общего с серийными аналогами. Детали в ней – оригинальные, штучного производства. Так вот стоимость моего автомобиля (напомню -1996 года выпуска!) была равна 22 тысячам у.е. А новенький «француз» стоит всего 18 тысяч и с «восьмеркой» его, как вы поняли, рядом не поставишь.
— Но купить его вы…
— Как и раньше не в состоянии. У меня не всегда есть средства выехать на этап чемпионата или Кубка страны, а вы говорите новый автомобиль… Наш СТК «Мотор» открепили от ЯМЗ и мы стали общественной организацией. Мэрия Ярославля, конечно, помогает, но этого не хватает. Вторую половину нашего бюджета наполняем спонсорской помощью.
— Три года назад я вам задал вопрос: почему вы, гонщик такого высокого класса, продолжаете выступать за Ярославль, когда логичнее было бы уехать в другой город, где ваш талант стал бы более востребованным. Вы тогда назвали себя патриотом родного города и сказали, что интерес к автомобильному спорту в нашем городе должен возродиться…
— Я и сейчас продолжаю в это верить, хотя к лучшему ничего вроде не меняется.
— Почему вы не участвуете в родной гонке – ралли «Медведь», – которая проходит в Ярославле…
— «Медведь», как вы знаете, это один из этапов Кубка России. И мне, как гонщику «листа приоритета» (список лучших гонщиков России — А.Н.), за участие в нем очки не начисляются. Да я хоть все этапы выиграю, но Кубка не получу – по правилам соревнования могу участвовать только вне зачета.
Еще одна причина отказа от старта в «Медведе» техническая. Дело в том, что на этих соревнованиях я должен был выступать на «Ситроене». Но не на том, что был у меня на «Морозе», а на гораздо более сильном «Ситроен— Super1600». Это очень хорошая машина, на ней можно участвовать даже на чемпионате мира среди переднеприводных автомобилей. На этом автомобиле Успенский в прошлые выходные, кстати, выиграл кольцевые гонки «Все звезды России» на ипподроме в Раменском. Планировалось, он передаст мне его сразу после этих стартов. Но авто на них здорово помяли, и механики Успенского не успели восстановить его к «Медведю». Я планирую пересесть на эту машину уже на ближайшем этапе чемпионата России.
— Вы тоже участвовали в этих «звездных» заездах?
— Да, но выступил скромно – пятое место. Я не ипподромный гонщик. Во время кольцевых гонок идет жесткая контактная борьба, а я, как раллист, привык бережно относиться к своей машине, поэтому и в разборки не лез. И, наверное, стал единственным из 27 участников, кто не помял свой автомобиль (улыбается).
— Однако пятый результат считается в автоспорте призовым, и для новичка это очень достойно…
— Я даже приз получил – музыкальный центр. Вообще, призовой фонд на кольцевых гонках интересней, там можно зарабатывать.
— Так и переходили бы туда.
— Хм, для это нужен специальный автомобиль…
— … на который нет денег. Понятно. Значит, утверждение «50 процентов успеха в гонке зависит от автомобиля», более чем верно…
— Мне кажется, процент значения автомобиля выше. Вот Айрат Шаймиев, сын президента Татарстана стал чемпионом Европы. Он отнюдь не выдающийся гонщик, просто он выступал на отличной машине – на «Пежо-205». Команда сына мэра Питера — Яковлева тоже делает успехи, и опять-таки благодаря хорошей технике.
— Раз уж разговор зашел о родственных отношениях, то грех не вспомнить о вашей «воробьевской» династии. Ваш отец Иван Тимофеевич был гонщиком, вы – неоднократный чемпион России, теперь ваш племянник Иван делает попытки в ралли.
— Отец привез этот вид спорта в Ярославль, он тоже, кстати, был чемпионом России. А династия… Почему бы и нет? Я думаю, что наш ближайший родственник (он – сын родного брата Т.И. Воробьева – Авт.), плохо ездить просто не может – кровь не позволит. Но ему, конечно, нужно еще много тренироваться. Я ему, как могу, помогаю. Пытаюсь создать условия, каких нет у меня. Вы же знаете, каждый должен заниматься своим делом: гонщик выигрывать гонку, механик готовить автомобиль к гонке, менеджер – искать деньги для участия в ней. Мне приходится совмещать три эти профессии. Так что, я с удовольствием, отстранил Ивана от этих «сопутствующих» профессий. Пусть лучше растет как гонщик.
— Но на себе-то вы, что уже поставили крест? Уже и помечтать не о чем?
— Нет, просто реально смотрю на вещи. «Ситроена» на будущий год у меня не будет: Успенскому доказывать качество этого автомобиля уже нет нужды. Купить же подобный автомобиль – нереально.
— Неужели у вас нет заветной мечты?
— Почему же… Хотел бы стартовать на автомобиле серии WRC – word rally car, самой серьезной группе класса А.
— И как бы вы выступили на чемпионате мира, не затерялись бы?
— Я был в качестве зрителя на последнем чемпионате мира в Финляндии, видел как выступали призеры этих соревнований. Ничего выдающегося в плане техники вождения они не продемонстрировали. Не только я, но и другие российские и даже ярославские гонщики, выступили бы не хуже.