Зачем хоккеисту образование?

Зачем хоккеисту образование?

В разгар летних школьных каникул самое время подумать о том, зачем молодому хоккеисту учиться – сначала в школе, а потом, возможно, в колледже, институте, университете. Аргументов и примеров не так много, но они есть.

Тема, о которой пойдет речь в очередной заметке, сложная. В определенный момент жизни молодой хоккеист и его родители оказываются в ситуации принятия непростого решения. Выбирать приходится будущее. Если выбор в пользу хоккея, то времени и сил на получение качественного образования практически не останется – чем старше становится молодой спортсмен, тем больше времени забирает хоккей. Если выбор в пользу получения образования, значит, прощай, карьера профессионального хоккеиста. Это если быть предельно честным. Решение принимается в возрасте 14-15 лет или даже раньше. Позже нельзя: можно навсегда опоздать, потому что впереди – ЮХЛ, МХЛ или иностранные клубы, просмотры, кэмпы и так далее (если выбран хоккей), учебные курсы, репетиторы, ОГЭ, ЕГЭ, поступление в вуз (если выбрано образование). Конечно, есть исключения, когда человек успешно совмещает хоккей и учёбу. Это замечательно – я убежден, что хоккеист, как всесторонне развития личность, должен быть образованным человеком с соответствующим уровнем образования. Так вот, эти люди могут дальше текст не читать - они всё сделали правильно, выбрав и хоккей, и учёбу. Этот текст для тех, кто считает, что учебники, школьные уроки и домашние задания вредят хоккею. Попытаюсь убедить их в обратном и дать несколько советов по поводу того, как попробовать учиться без ущерба для своего любимого вида спорта. Заметка из трех частей: аргументы, мнения, советы.

 

Аргументы:

Банальные слова про то, что образование играет большую роль в жизни человека, повторять не буду. Это всем известно. Об этом даже сказано (правда, к сожалению, очень скудно) в Национальной программе  спортивной подготовки по виду спорта «Хоккей» «КРАСНАЯ МАШИНА»: «Спортивная специализация не исключает всестороннего развития. Напротив, прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе всестороннего развития физических и духовных способностей, общего увеличения функциональных возможностей организма». В качестве главного и, к сожалению, сурового аргумента приведу другой. У каждого хоккеиста, который карабкается вверх по спортивной карьере, есть четыре препятствия на пути.

Первое препятствие наступает в тот момент, когда заканчивается обучение в хоккейной школе. Состоялось торжественное собрание, медали, кубки и грамоты вручены. А в команды Молодежной хоккейной лиги по тем или иным причинам не берут, продолжить играть в хоккей где-то в другой стране тоже не получается. Совсем не зря, кстати, в сценарий сериала «Молодёжка» несколько лет назад была вписана фраза тренера Сергея Макеева: «В России 63000 профессиональных хоккеистов, из них человек 300 играет в КХЛ, а в сборной России человек 30. Так что ваши шансы попасть туда 0,5%». По сценарию вратарь Дима Щукин его поправил, но смысла фразы это не меняет. Если посчитать количество спортсменов, которые занимаются в хоккейных школах и посмотреть, сколько оказывается по факту в профессиональных командах, предостережение становится понятным. Увы, в 16-18 лет человек может оказаться вне хоккея (не говорю про хоккей любительский, он останется навсегда, а про хоккей как профессию, который позволяет кормить себя и семью). На базе чего строить свою жизнь дальше, когда стресс будет пережит? О стрессе ухода из хоккея поговорим позже, тема даже сложнее, чем сегодняшняя.

Второе препятствие наступает в районе «немного за тридцать». Вроде бы, ты ещё в хоккее, но конкуренция с каждым годом становится всё жёстче, в спину дышит перспективная молодежь, старые травмы дают о себе знать. Игорь Григоренко (чемпион России, обладатель Кубка Гагарина в составе «Салавата Юлаева»): «Спортсмен на самом деле – это использованный материал. Как только или травма или не те показатели – приходят другие игроки». Из первых звеньев ты постепенно движешься в сторону полирования скамьи и непопадания в состав, из ведущих клубов самых высоких лиг приходится спускаться в лиги пониже с зарплатой поменьше. Или вообще уходить из хоккея. Хорошо, если в годы хоккейного расцвета удалось что-то заработать и вложить правильно? На базе чего строить свою жизнь дальше, когда накопления закончатся а бизнес, куда вложили заработанное, вдруг прогорит?

Третье препятствие – это почти как препятствие второе, только наступит оно чуть позже. Рано или поздно хоккеист достигает того возраста, когда нужно вешать коньки на гвоздь. Редкий Яромир Ягр или Павел Дацюк могут держать себя в конкурентной спортивной форме после сорока лет. Возраст ухода из игрового хоккея может быть разным: тридцать пять, сорок, сорок пять. Но исход один – вот коньки висят на гвозде, рядом на стенке – медали, кубки, чемпионские перстни. Хорошо, если к тому времени есть солидный счёт в банке, есть друзья и коллеги, заработанные хоккеем правильные дружеские и партнерские связи. А если всё заработанное ушло на лечение травмированных коленей, друзья вдруг куда-то разбежались? А если средства остались, но без хоккея стало невозможно скучно? На базе чего строить свою жизнь дальше?

Но эти три препятствия хоть и неприятны, но ожидаемы: глупо думать, что хоккеисты об этом не думают, откладывая грустные мысли о завершения карьеры на потом. Думают и, конечно же, пытаются подстраховаться. К сожалению, встречается и четвертое препятствие – непредвиденное, под названием «травма». Когда все планы, все радостные перспективы, прогнозы и мечты заканчиваются: хоккей заканчивается, дай Бог, что удалось восстановиться. Тот же самый упомянутый выше Сергей Макеев – яркий пример. Или упомянутый выше Дима Щукин, который из-за проблем с сердцем из хоккея ушёл, благо был резервный вариант – математика. Но это кино, а в жизни? Валерий и Павел Буре, Алексей Жамнов, Александр Могильный, упомянутый выше Игорь Григоренко, Эрик Линдрос, Пол Кария. Это – люди известные, которые нашли себя в жизни. А сколько перспективных неизвестных карьерных, да что там хоккейных, спортивных судеб сломали травмы? На базе чего строить свою жизнь дальше?

И вот здесь на первое место выходит волшебное слово «образование». Самое обидное, что и в восемнадцать, и в тридцать, и в сорок лет вспоминать об образовании можно, но чаще всего - слишком поздно. С возрастом грызть гранит науки сложнее, а пока наверстываешь, потеряешь ценное время. Всё, как и в  хоккее, нужно делать вовремя, в том числе находить время на саморазвитие и образование. Иначе придется сетовать самому себе, как это однажды сделал игрок Национальной хоккейной лиги («Даллас», «Сент-Луис», «Тампа-Бэй», «Аризона») Брэндон Кромбин: «В твою голову даже не приходят мысли о том, чем ты будешь заниматься после завершения хоккейной карьеры. Но мой отец был реалистом. Он постоянно требовал от меня уделять больше внимания учебе, прекрасно понимая, что когда-нибудь хоккей закончится, хочу того я или нет. Я ценил его заботу, так как мой отец сам закончил карьеру всего в 28 лет. Он прекрасно понимал, как важно иметь запасной план. Но я прислушивался к его советам лишь частично. Окончив школу, я продолжил образование. Но уделял учебе слишком мало внимания. Почти все время я мечтал о том, как попаду в НХЛ. В глубине души осознавал, что должен уделять больше времени образованию. Ведь я был в одной травме или неудачной игре от расставания с мечтой. Но все равно не мог заставить себя меньше думать о хоккее, а больше – об учебе. Ведь у меня неплохо получалось обращаться с клюшкой».

Вывод прост – не забывать про образование в то время, когда следует учиться по возрасту. И продолжать учиться после того, как диплом о среднем образовании получен. Даже если тренировка закончились слишком поздно, с выезда команда вернулась ближе к ночи, соседи по спортивному интернату валяют дурака и мешают сосредоточиться или просто лень напрягать мозги. К слову, интересно по данному вопросу высказался Арсений Смехнов (2000 г.р., команда «Вятка», Кировская область), который несколько лет назад попал в хоккейную команду американской школы «Salisbury school»: «Здесь всё наоборот. Образование ставится в один уровень с хоккеем. Плохие оценки, и ты уже никому не нужен». Вот так. Если будущая работа не будет связана с хоккеем, без знаний не обойтись. Если будущая работа будет связана с хоккеем, без знаний тоже не обойтись. Чем раньше это поймет молодой хоккеист, тем больше шансов найти свое место в жизни после того, как хоккейная карьера официально завершилась.

Про то, как образование помогает найти хорошую работу, рассказывать здесь не буду – достаточно изучить рынок вакансий или сайты агентств по трудоустройству: строчка про образование – одна из первых в списке требований. Если хоккеист параллельно с выступлениями за тот или иной клуб или потом вкладывает заработанные средства в бизнес, без образования тоже невозможно. Можно сколько угодно говорить о том, что делами будет распоряжаться финансовый агент или консультант, это ничего меняет: самому человеку понимание основ тоже необходимо – печальный опыт Сергея Фёдорова стал ярким тому подтверждением: «Я, действительно, потерял все деньги. Доверился не тем людям. У меня был близкий товарищ, двадцать лет дружили. Расписал, как можно увеличить свою капитализацию, обещал большие дивиденды. Я как раз родителям планировал кое-что купить… Да и вообще мыслил так, поверхностно. В итоге ничего не получилось». Очевидно, что образование необходимо и для продолжения хоккейной карьеры. Я составил примерный список направлений развития человека, который теперь не играет, но жить без хоккея не может: взрослый или детский тренер; работник в системе того или иного хоккейного клуба – не важно, генеральный менеджер, агент или начальник хозяйственного отдела; спортивный журналист или преподаватель в спортивном вузе. Депутат чего-нибудь, куда можно попасть благодаря хоккейной репутации. Если разобраться, как при таком развитии карьеры обойтись без образования?

 

Мнения:

Первый пример того, что образование помогает в жизни, причем, в хоккейной, привел недавно новый главный тренер молодежной сборной России (до 20 лет) Игорь Ларионов. На первый учебно-тренировочный сбор обновленной команды он позвал 28 человек, среди них двое – студенты университета Коннектикута: защитник Ян Кузнецов и нападающий Владислав Фирстов. Естественно состав экспериментальный, к чемпионату мира многое поменяется, двое из двадцати восьми – это меньше десяти процентов состава. Но важен сам факт. Игоря Ларионова не зря называли Профессором, смею предположить, что он и дальше будет привлекать образованных хоккеистов в свой состав. Кстати, сам Игорь Николаевич в свое время с толком распорядился знаниями, вложившись в бизнес элитарных вин. Косвенно про роль образования и их важность он высказался однажды так: «Маленькие детали, которые ты начинаешь изучать и потом получать классный продукт – это захватывает! Ты начинаешь общаться, входишь в другую тему, начинает работать голова в другом направлении, начинаешь понимать, насколько детали и здесь важны - как в хоккее, как в спорте. Это вещи, которые тебя обогащают, ты понимаешь, насколько мир интересен, когда пытаешься раскрыть свои горизонты чуть шире и уйти чуть дальше от игры. Это на самом деле захватывает».

Прямую связь между полученным образованием и успехами после завершения хоккейной карьеры проследить сложно, да и много аргументирующих примеров мне найти не удалось.  Буду продолжать поиски и обязательно найду, будет повод через какое-то время вернуться к этой тонкой теме (если у читателей такие примеры есть, пишите: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.). Поэтому просто поделюсь тем, что нашёл и предположил:

Про Александра Мальцева (из книги Максима Макарычева, 2010 год): «Однажды в кабинете Виталия Семеновича Давыдова вместе с Мальцевым мы листали красочный фотоальбом о хоккее. Виталий Семенович, надо сказать, большой шутник и юморист и в свои семьдесят с небольшим даст фору в жизнелюбии и оптимизме многим молодым. «Погоди-ка, это ты, Сашка, что ли, такой важный, экзамен сдаешь?» – со своей фирменной хитринкой спрашивает трехкратный олимпийский чемпион, указывая на снимок, где Мальцев сидит в просторной аудитории перед маститыми преподавателями (этот момент – на фотографии к заметке). «И что, учил, сдавал экзамены без поблажек и снисхождения?» – продолжает острить Виталий Семенович. «Учил и сдавал, как положено», – Мальцев серьезен и не думает подыгрывать Давыдову, который продолжает шутить: «А это что за серьезный мужчина во главе стола, больно суровый вид у него на снимке?» Тут Мальцев наконец-то улыбается. «Это – председатель госкомиссии, был моим самым большим поклонником из числа преподавателей. Но он мне как раз больше всех вопросов тогда на экзамене задал».

Александр Мальцев: двукратный олимпийский чемпион, девятикратный чемпион мира, после завершения карьеры работал тренером молодёжной команды «Динамо», «без отрыва от производства» окончил Высшую школу тренеров. Думается, что полученный во время игры в хоккей диплом педагогического института ему помог в тренерском трудоустройстве.

Про Вячеслава Старшинова (из газеты «Советский спорт», 5 мая 2020 года): «Как это ни странно сейчас звучит, но раньше в среде молодых спортсменов в моде было образование. Вячеслав Старшинов собрался в МАТИ вместе с партнерами по тройке – Евгением и Борисом Майоровыми... В итоге институт был окончен, специальность «инженер-механик авиационных двигателей» получена. А после поступления в аспирантуру Старшинова увлекла спортивная педагогика, и он перевелся в другой институт – МИФИ. Кафедру физического воспитания которого благополучно возглавляет вот уже 32 года. Тема его кандидатской вызовет сейчас у многих скептическую улыбку: «Исследование нравственного долга и ответственность спортсмена». Старшинов не только исследовал, но и пропагандировал – в роли лектора общества «Знание». Ездил по городам, вырабатывая ораторские навыки. Причем никогда не говорил по бумажке. И ставил даже тут свои рекорды - однажды пришлось прочесть восемь часовых лекций за один день».

Вячеслав Старшинов: двукратный олимпийский чемпион, девятикратный чемпион мира, был играющим тренером в японском клубе «Одзи Сэйзи». В 1979 году возглавил кафедру физвоспитания Московского инженерно-физического института, в разные годы возглавлял Федерацию хоккея РСФСР, был вице-президентом и президентом «Спартака», президент Ассоциации предприятий спортивной индустрии, кандидат педагогических наук, академик Международной академии творчества, член Международной академии наук, автор 46 научных работ. И кто-то скажет, что эти должности он занимал только благодаря хоккею? Без образования – вряд ли.

Из интервью Сергея Гимаева (с сайта «Чемпионат.ком», 2013 год): «Ещё один пример, от которого волосы могут дыбом встать. Москва. Приходят представители хоккейной школы к чиновнику, который отвечает за детский хоккей, и просят лёд. Он им отвечает, что есть же лёд, вот он – в 11 часов. Берите! А как же школа? Что делать, если у детей в это время занятия? Бросить хоккей? Или бросать школу? Как так может говорить человек, который занимается развитием хоккея? Вот и получается, что из 3-5 тысяч лишь один хоккеист будет играть [в будущем] за деньги. Для остальных останется польза от занятия хоккеем, память останется. Но никакой финансовой пользы от хоккея он не получит. И парни пропускают школу, ходят на дневные тренировки. А на выходе мы получаем недоучек хоккейных, недоучек жизненных. И образования нет, и хоккей их не кормит».

Сергей Гимаев: хоккеист и тренер, заслуженный тренер России, спортивный комментатор. Во время хоккейной карьеры учился в Уфимском государственном авиационном институте, после окончания карьеры игрока окончил Московский государственный областной педагогический институт. 14 лет работал детским тренером и директором хоккейной спортивной школы ЦСКА, был одним из лучших хоккейных экспертов и комментаторов. Достиг бы всего этого без высшего образования? Сергей Наильевич хоккей чувствовал и понимал, потому и обозначил проблему недоучек хоккейных и недоучек жизненных.

Про Ивана Непряева (из газеты «Комсомольская правда» (1 апреля 2009 года): «1 апреля в зале заседаний ученого совета педуниверситета можно было наблюдать необычную картину – солидные седоволосые профессора, немного волнуясь перед камерами, ожидали своего ученика, который запаздывал. И когда в зал, на ходу сбрасывая курточку, стремительно ворвался молодой парнишка в джинсах и кроссовках, облегченно вздохнули. Такого контраста эти стены не видели ни разу, наверное, за всю столетнюю историю университета. Просто гоголевская картинка. Но это была не репетиция сцены «Ревизора» типа «Хлестаков среди чиновников». Все было гораздо прозаичнее. Хотя само событие было достаточно неординарным. Предстояло вручение диплома кандидата педагогических наук мастеру спорта международного класса по хоккею, чемпиону мира среди молодежи, двукратному бронзовому призеру чемпионатов мира, двукратному чемпиону России Ивану Непряеву. Короче, тому самому Ванечке Непряеву, нападающему «Локо», от техники и бросков которого балдели ярославские хоккейные фанаты, а от голубых глаз – их девушки. «Мы хотели бы изменить принцип «Сила есть – ума не надо». Ваня тому подтверждение», – улыбается научный руководитель Непряева, ректор Ярославского государственного педагогического университета Владимир Афанасьев».

Иван Непряев: двухкратный чемпион России, с 2018 года работает скаутом клуба НХЛ «Миннесота Уайлд». Кандидат педагогических наук с диссертацией «Математическая статистика в командных видах спорта». Стал бы он скаутом клуба Национальной высшей лиги без образования?

Евгений Кузнецов: «Не знаю, как у других спортсменов, но я учился по-честному. И занятия старался по мере возможности посещать, и диплом сам писал, и к его защите готовился основательно. Образование должно быть на случай, если придется работать по профессии. Без диплома никуда не возьмут. И очень важно иметь не просто корочку, а знать и уметь применить свои знания. У меня диплом хоть и не красный, но защитился я на «отлично». Кажется, комиссии было интересно меня слушать, когда я рассказывал о нововведениях в хоккее и тактике игры в меньшинстве».

Евгений Кузнецов: двукратный чемпион мира, обладатель Кубка Стэнли, выпускник Уральского государственного университета физической культуры, тема диплома «Тактика игры в численном меньшинстве». Поможет ли Евгению его диплом после завершения игровой карьеры – посмотрим. Пока же про игру в меньшинстве он высказывается так: «Конечно, я хочу прибавить на вбрасываниях. Если меня поставят в меньшинство, то много времени и шансов у меня не будет. У меня будет два, может три шанса, которыми надо сразу воспользоваться. Я должен делать все, как скажет тренер. Если нет, то играть в меньшинстве я не буду». Что ж, виден дипломный опыт.

 

Советы:

Убеждать человека учиться длинными советами и чужими примерами сложно. Опыт подсказывает, что каждый выбирает свою дорогу по пути к знаниям. Иногда вовремя, иногда – через пройденные ошибки. Рассказывают, что с двойками в дневнике в некоторых спортивных школах на лёд не допускают – тоже аргумент в пользу образования. Но я использую более мирные советы, которые приводит в своей книге «РАЗУМ ЧЕМПИОНОВ. Как мыслят, тренируются и побеждают великие спортсмены» Джим Афремов. К слову, доктор медицинских наук, практикующий медицинский психолог (Университет Аризоны). Работает со спортсменами всех уровней, в том числе профессионалами МЛБ, НБА, ЖНБА, НФЛ, НХЛ, туров PGA и LPGA.

Будь чемпионом в учебе.

  • Всегда посещайте занятия и не опаздывайте, хочется вам идти или нет.
  • Внимательно следите за ходом занятия, ведите конспект.
  • Участвуйте – задавайте вопросы, вникайте в обсуждения, подходите к преподавателям после занятий, если нужно.
  • Понемногу учитесь каждый день, а не зубрите всё в последнюю ночь. Приучите мозг дисциплинированно работать в определенные часы.
  • Зарабатывайте высокие оценки упорной и вдумчивой учебой – на пути к успеху нет уловок и лазеек. Не ищите обходных путей в том, что касается образования.
  • Верьте, что сможете освоить любой предмет, если задались такой целью.
  • Смотрите на учебу как на спорт, состязаясь на занятиях, воспринимайте задания как цель, которую нужно покорить. Соревновательность и взаимопомощь принесут пользу всем.

Постскриптум.

В конце заметки несколько дурацких советов о том, как знание школьных предметов может помочь молодому хоккеисту (по алфавиту):

Алгебра. Пригодится при подписании контрактов с новыми клубами и обсуждении сумм премиальных. Также пригодится при инвестировании в бизнес во время и после завершения хоккейной карьеры.
Астрономия. Поможет по пути к Кубку Гагарина – тоже космос. При отсутствии работы после завершения хоккейной карьеры поможет в составлении звездных гороскопов.
Биология. Помогает выстроить оптимальный рацион питания спортсмена, все эти белки, жиры, углеводы, энергетическая ценность.
География. Один из самых важных для спортсмена школьных предметов. В разговоре с хоккейными агентами будет помогать правильно выбрать город, в котором хочется жить и играть.
Геометрия. Ещё один важный для хоккеиста школьный предмет. Как правильно определить направление полета шайбы, как точно отдать пас партнеру? Кроме шуток, в разговоре в одним из детских тренеров я услышал, что одна из причин неточных пасов у игроков его команды – это проблемы с геометрией в школе.
Иностранный язык. Без комментариев. Успех в Национальной хоккейной лиге без знания иностранного языка невозможен. Да и в России нередки случаи приглашения на работу иностранных тренеров.
Информатика. XXI век – мир современных информационных технологий. Общение с миром, дистанционные тренировки (как в ситуации с недавней самоизоляцией) без знания компьютера тоже представляют сложности.
История. Этот предмет учит размышлять и анализировать. Современное американское «Black lives matter» имеет глубокие исторические корни. Зная их, хоккеисту как активному члену общества и публичной личности проще выбрать верную точку зрения. Да и знание истории современного хоккея, хоккейных городов, биографий легендарных хоккеистов всегда может пригодиться.
Литература. Этот предмет тоже учит размышлять и анализировать. А ещё – точно и правильно формулировать мысли во время общения с журналистами, со зрителями, при выступлении на каком-нибудь мероприятии.
Музыка. Пригодится при исполнении гимна страны на вручении медалей олимпиады или чемпионата мира. Если петь гимн, то петь его красиво.
Обществознание. Хоккеисты – люди мира, много где бывающие, с многими людьми общающиеся. Современному спортсмену важно знать, как устроено общество. Тем более, вдруг после завершения карьеры человек пойдет в депутаты Государственной Думы.
Основы безопасной жизнедеятельности. К сожалению, хоккей – травмоопасный вид спорта. И даже если врач команды всегда рядом, навыки оказания первой медицинской помощи никому ещё не помешали.
Рисование. Творческий предмет, а творчество в хоккее – необходимо. Да и вообще, когда придет время рисовать рисунки детям – своим или чужим во время благотворительного мероприятия, эти навыки окажутся бесценными.
Русский язык. Современная жизнь хоккеиста – это не только игра, это множество всяких бумаг, которые нужно написать, прочитать, изучить. Правильно написанный текст хоккейного резюме – дополнительный плюс на старте карьеры
Труд. С этим предметом все понятно: а вдруг придется полочку прибить к стенке в квартире, куда вы переехали после переезда в новый город и перехода в новую команду. В искусстве обмотки клюшки навыки, полученные на уроках труда, тоже могут пригодиться
Химия. Предмет следует изучать, чтобы иметь представление о полезном, бесполезном или вредном содержании тех или иных веществ. Будет спокойнее проходить допинг – контроль или отказываться от употребления всякой дряни.
Черчение. Чем-то предмет, как и геометрия, позволяет точнее определить пас партнеру или даже бросок. Тренеру черчение точно позволит точнее рисовать хоккейные схемы в планшете.
Физика. Законы физики лежат в основе всего естествознания, значит, и в основе многих хоккейных вещей. Например: когда наступаешь на лед ногой, то давишь на него, и под ногой возникает тонкий слой воды. Из-за воды сила трения уменьшается, и вы поскальзываетесь, как на мокром полу. Что касается хоккея, то под узким лезвием конька также образуется водяная прослойка. Вода скапливается в ложбинке вдоль лезвия – и коньки скользят еще лучше. Полезная мелочь.
Физкультура. Без комментариев. Даже если молодые профессиональные спортсмены получают пятерки и зачеты по этому предмету автоматом, этот школьный предмет точно не помещает в хоккее или в будущем – в карьере детского тренера.

Добавить комментарий