«Говорю сыну, что хоккеисты – умные люди»

«Говорю сыну, что хоккеисты – умные люди»

Многие обыватели считают хоккеистов людьми недалекими. Поводов для этого, надо признать, хватает. Примеров хоккейных интеллектуалов, можно сказать, Профессоров, тоже много.

Но Профессоров в хоккее вспоминают редко, чаще при каждом удобном случае упоминают хоккейных недотёп. Недалёкие люди! Сами, видимо, не знают, что при желании и правильном сложении звёзд на небе профессиональный спортсмен может быть гораздо умнее, чем любитель или тот, кто со спортом вообще не дружит. Попробую разобраться в этой тонкой теме и ответить на несколько вопросов. Почему спорт помогает быть умным? Почему спорт мешает быть умным? Почему спорт полезен для мозгов? Почему спорт вреден для мозгов? Хоккейных примеров на этот раз не так много, ведь вопрос умности и безумности касается всего спорта.

Начну со старинного анекдота. Разговаривают двое мужчин:
- Вы откуда?
- Из Канады, сэр.
- А почему Вы решили уехать оттуда?
- А что мне там делать? Там все или идиоты, или хоккеисты.
- Вы знаете, у меня жена родом из Канады…
- Ух ты! И за какую команду она там играла?

Если читающий заметку хоккеист понял эту шутку юмора, значит говорить о том, что хоккеисты не слишком умны, не стоит. А если не понял, значит, тема выбрана не случайно. Не обижайтесь, хоккеисты и их подруги, ведь проблема, действительно, существует. Порой хоккеистов недолюбливают в школах за частые пропуски занятий, считая их людьми недалёкими, примитивно мыслящими. Что-то подобное можно слышать от умудренных опытом диванных болельщиков. Мол, читаешь интервью спортсмена или смотришь на него в жизни, и создается впечатление, что не очень-то он умён. Если сможем хотя бы немного приблизиться к истине и найти что-то полезное, значит, всё это не зря.

В далёком 2011 году Леонид Вайсфельд (тогда генеральный менеджер новокузнецкого «Металлурга», потом он занимал аналогичные должности в «Автомобилисте» и «Салавате Юлаеве») высказался так: «Мозги хоккеисту совершенно необходимы, тут двух мнений быть не может. И, кстати, я могу сказать, что нынешние игроки в большинстве своём интеллектуально развиты лучше, чем их предшественники, с некоторыми так просто пообщаться интересно. Вот, например, Саша Фролов [чемпион мира – 2009, чемпион России – 2005, 579 матчей в НХЛ]. Помню, спрашиваю его: «Саш, ты какую книгу последнюю прочитал?» «Голсуорси, — отвечает, — «Сагу о Форсайтах». Потом видит, как я удивился, и говорит: «Нет, ну а что, не могу же я, как этот (называет фамилию) – на сборах на койку завалиться и часами «Советский спорт» разглядывать…» А ещё я уверен, что хоккеист, который хорошо развит не только физически, скорее себя найдёт, скорее поймёт, чего от него ждут тренеры и партнёры, в какую игру ему играть, что ему дано, а что – нет».

После такого высказывания уважаемого хоккейного функционера попробую ответить на первый из четырех вопросов заметки: «Почему спорт помогает быть умным?». Опираясь на научные факты, а не мнения тех, кто в этом дилетант.

Первое. Во время тренировок пульс значительно учащается, во время соревнований он, как говорится, зашкаливает. Это усиливает кровообращение, улучшает обогащение тканей и мозга кислородом – это помогает мозгу лучше соображать. В 2013 году ученые Техасского университета (да-да, там есть не только «Даллас Старз») опубликовали статью, в которой утверждали: физические упражнения стимулируют кровоснабжение мозга, усиливается обмен веществ, повышается активность нейронов. А это, как известно, помогает мозгу быть умнее.

Второе. У спортсменов память лучше, чем у людей неспортивных. Удивлены? Всё просто: за человеческую память отвечают адреналин и норадреналин. Так вот: норадреналин участвует в процессах обучения и запоминания информации. Его концентрация в мозге значительно увеличивается при регулярной физической нагрузке. Внимание: при регулярной, чем как раз и занимаются спортсмены. В 2017 году журнал «Medicine & Science in Sports & Exercise» опубликовал результаты исследования, в котором сказано: у детей в возрасте 9-11 лет физическая подготовка и хорошая рабочая память идут рука об руку: если у ребёнка развиты мышцы, то он будет хорошо выполнять тесты на память и, что важно, демонстрировать успехи в учёбе.

Третье. Занятия спортом увеличивают количество нервных клеток. Не знаю, проводились ли специальные исследования среди хоккеистов, но на мышах проверяли. Мыши, которых тестировали специалисты из Калифорнийского института биологических исследований (да-да, там не только «Лос-Анжелес Кингз», «Сан-Хосе Шаркс» и «Анахайм Дакс»), рассказали следующее. Мыши, которые по заданию исследователей вели активную жизнь (мышиный велотренажер и другие приспособления), имели большее количество клеток мозга, чем мыши, которые валялись на диване, смотрели спортивные соревнования по телевизору, спортом не занимались. Больше клеток мозга – больше ума, это понятно всем, даже диванным экспертам.

Четвертое. С большой уверенностью можно говорить, что стресс мешает получать знания и вообще хорошо делать своё дело. Многочисленные исследования показали, что при стрессе самые умные студенты оказываются в числе худших. Причина: во время сильного волнения нарушается взаимодействие между различными частями коры мозга. Всё валится из рук. Оказывается, спорт — лучший способ борьбы со стрессом. Принцип прост: пока тело в игре, ему не хочется переживать за судьбы мира во всем мире. Действительно, когда в тебя летит шайба с сумасшедшей скоростью, вряд ли будешь думать о чем-то другом. На помощь нам снова пришли мыши и крысы. Исследователи из университета Джорджии (там когда-то была «Атланта Трэшерз») доказали, что у крыс, которые ведут активный образ жизни, нейроны успешно сопротивляются стрессовому эффекту. Происходит это благодаря веществу галанин, уровень которого увеличивается после физических упражнений. И увеличивается в зонах мозга, отвечающих за борьбу со стрессом. Антистрессовый эффект занятий спортом, обеспеченный галанином, как раз и проявлялся в поведении крыс: животные, несмотря на стрессовые обстоятельства, которые им устраивали в эксперименте, были активны и любопытны — иными словами, не очень переживали из-за неприятностей. Впрочем, этот пункт не так прост, потому что есть много примеров обратного: если на душе по тем или иным причинам скребут кошки, то клюшка валится из рук и сосредоточиться на игре сложно.

Пятое. Спортсмены лучше, чем все остальные, способны быстро ориентироваться в ситуации. Во-первых, во время матча на принятие решения отводятся даже не секунды, а мгновения, и это происходит в каждой хоккейной смене. С годами формируется опыт моментальной оценки ситуации и принятия решения без подсказки. Во-вторых, постоянное движение в спорте приводит к тому, что вырабатывается значительное количество серотонина. Это особое вещество, синтезируемое организмом для передачи информации между нейронами головного мозга, регуляции поведенческих и психоэмоциональных реакций. Он способствует умению быстро схватывать суть и извлекать максимальную пользу, помогает брать инициативу в свои руки.

А вот весьма кстати цитата с сайта Академии хоккея им. Ю.И. Моисеева «Ак Барс». Я так полагаю, работают там умные люди, которые прекрасно понимают, что и хоккеист должен быть умным. Посудите сами, может ли глупый хоккеист справиться со следующими задачами:

  • думать и принимать решения в условиях ограниченного времени,
  • «панорамно» ориентироваться по всей игровой площадке, связывать между собой ситуации, мало схожие по внешним признакам,
  • видеть сразу несколько элементов игровой ситуации,
  • прогнозировать развитие ситуации,
  • на основании анализа предыдущего опыта, оценки ситуации и её прогноза уметь правильно выбирать между несколькими вариантами решений, довольно близкими друг к другу,
  • удерживать в памяти большое количество вариантов решения тактических и технических задач,
  • менять варианты решений, ориентируясь на изменения игровой обстановки.

Смотрим на внушительный список выпускников Академии «АК Барс». Эмиль Гарипов, Альберт Яруллин, Динар Хафизуллин, Александр Бурмистров, Кирилл Петров, Владимир Ткачев, Александр Хованов, Амир Мифтахов. Они, выходит, справились с этими задачами, назвать их людьми недалекими язык не повернётся. А почетный президент Академии – Зинэтула Билялетдинов. У кого-то есть ещё сомнения в том, что спорт помогает быть умным?

Выходит, для спортсменов созданы уникальные условия. Играй в хоккей и становись умнее. Становись умнее и от этого ещё лучше играй в хоккей. Почему же в жизни так не получается у всех? Перехожу ко второму вопросу заметки: «Почему спорт мешает быть умным?»

Первая причина того, почему профессиональный спорт не помогает в тренировках ума – это дефицит времени. Основные и дополнительные тренировки, соревнования, физическое восстановление после серьезных нагрузок, постоянные переезды и перелеты, жизнь в гостиницах – времени на обучение, чтение книг, театры, музеи, выставки остается совсем мало.

Чемпион мира и Европы по боксу, бронзовый призер Олимпийских игр Виталий Дунайцев: «А почему некоторые спортсмены глупые? Потому что нет времени заниматься учебой, вот и все. Не более того. Но если человек хочет учиться, он берет книги с собой, сам развивается. У нас, например, Павел Силягин – очень смышленый парень! По-английски свободно говорит, бывает, вопросы о звездах задает. Я, правда, порой не могу с ним беседу поддержать, не изучал...»

Вторая причина того, почему спортсмены не используют спорт для развития мозгов, лежит глубже льда, на котором играют в хоккей. Она связана с востребованностью образования и качественного воспитания самим обществом. В нашем обществе, увы, с каждым годом запрос на образованных и высокоинтеллектуальных людей не увеличивается, скорее, наоборот. Минимум знаний, простые решения, при которых включать мозг не нужно – эта тенденция имеет место в самых разных сферах жизни. Это – отдельная, серьезная, не связанная со спортом тема, но на интеллектуальное развитие спортсменов влияющая негативно.

Генеральный директор баскетбольного клуба «Парма» Александр Башминов: «По моему мнению, глупых и умных спортсменов ровно столько же, сколько и среди представителей других профессий. Более того, сегодня спортсмены просто обязаны поднимать свой уровень образования, если хотят добраться до вершин. Глупый спортсмен никому не нужен. Плюс, сегодня намного доступнее образование и программы для совершенствования, чем раньше. Скажу так: я не знаю ни одного глупого спортсмена. Тут другая проблема — в воспитании. Огромные финансы свалились в спорт не так давно, и таланты зачастую уже в малом возрасте сталкиваются с большими деньгами и больше думают, как их потратить. Но это не означает, что они глупые, это проблема воспитания и отношения к жизни».

Третье. Спорт приносит психологически оздоравливающий эффект и побуждает развиваться интеллектуально, когда занимаешься им добровольно. Этот вывод сделали в медицинском центре университета штата Индиана (там команд НХЛ нет). Тоже экспериментировали с мышами и крысами. Брали группу депрессивно настроенных крыс (ели без аппетита, не отвоевывали территорию, не ухаживали за самками) и помещали в боксы с беговыми колесами. Крысы, которые бегали в колесе по собственному желанию, скоро нагуливали аппетит и возвращались домой уже на правах лидеров. Крысы, которых не выпускали из колеса до тех пор, пока они не пробегут нужное расстояние, оставались такими же печальными и угнетенными. График обязательных занятий, который давит на спортсмена, может угнетать его, словно крысу, отталкивая любое желание заняться чем-то ещё, в том числе тренировать мозг и развиваться интеллектуально.

По поводу обязательного спортивного графика как умственного демотиватора интересно высказался Егор Сорин, чемпион мира по лыжным гонкам среди юниоров, сейчас – тренер сборной России: «Миф о том, что профессиональные спортсмены тупые, какое-то время назад был близок к истине. Сейчас – не так. Взять любого из элиты: олимпийского чемпиона, чемпиона мира – все они в достаточной степени интеллектуалы. Почему? Раньше было как: тренеры – на первом месте, спортсмены – их солдаты. А солдату думать не положено, ему надо приказы исполнять. Теперь же система подготовки дрейфует в сторону спортсмена с правом голоса: уже допускается, что у него может быть оценка тренировочного плана. И вот здесь-то ему нужно поработать головой».

Четвертое. Выше я размышлял о том, что спорт помогает бороться с жизненными стрессами. Но одновременно спортсмены на протяжении всей карьеры подвержены стрессу, подавляющему умственные способности. Чем больше сил тратится на достижение спортивных результатов, тем больше нервов и переживаний. Некоторые спортсмены (и хоккеисты в этом списке), чего-то добившись, становятся, мягко говоря, нервными. Они не психи, просто годами находятся в состоянии стресса: попасть в состав, удержаться в составе, победить, быть лучшем и так далее. Возможно, как раз отсюда обыватели, насмотревшись светской хроники про происшествия с участием спортсменов, делают выводы об умственной недалёкости. Причина глубже.

Летом 2020 года покончила с собой 20-летняя фигуристка Екатерина Александрова, чемпионка мира среди юниоров, участница Олимпийских игр 2018 года. Много было версий сказано о причинах, вот что сказал в интервью «Комсомольской правде» Сотрудник Института медико-биологических проблем Вадим Гущин, все факты объединяет одно слово: стресс:

  • В 2016 году сменила спортивное гражданство, стала выступать за Австралию, а тренироваться в Канаде. Значит была надолго оторвана от дома, находилась в чуждом культурном социуме, без друзей, вне привычного круга общения,
  • Стала чемпионкой мира в юниорах. И этот титул мы первым делом вспоминаем, когда говорим об Александровской. А что он значил для нее самой? Прежде всего, наверное, надежды, что и во взрослом катании ей будет можно добиться таких же высот и титулов! К сожалению, обманутые надежды. Да, она первой выступила от Австралии на Олимпиаде в фигурном катании, но результат был посредственным.
  • Травма, сначала партнера, а потом и своя - и, скорее всего, на фоне нее проявившиеся припадки. Скорее всего, провоцирующим фактором был постоянный стресс, крайнее напряжение сил, после которых болезнь и проявилась. Болезнь, несовместимая со спортом.
  • Досрочное завершение карьеры и возвращение в Москву. А здесь ее мало кто ждал, ведь пять лет на чужбине в период с 15 до 20 лет, когда в основном и обретаются настоящие друзья - большой срок. Друзей почти нет, полезных деловых связей нет, контакты с российскими тренерами оборваны несколько лет назад.

Выходит, серьезных доказательств тому, что спорт делает человека тупым и ещё тупее, явно недостаточно. Всё в основном упирается в нехватку времени, невостребованность образованных людей обществом и в то, что мозг перегружен спортивными вопросами. Но зато есть много научно доказанных фактов, которые помогу ответить на третий вопрос: «Почему спорт полезен для мозгов?» Для мозгов людей разных возрастов, а не только активных хоккеистов.

Дабы не утомлять читателей, приведу только тройку доказательств. В работе, опубликованной в научном журнале «British Journal of Sports Medicine», утверждается: возрастные ухудшения в мыслительных функциях у людей старше пятидесяти лет можно затормозить с помощью систематической физической активности. Пожилые люди, занимающиеся аэробикой в сочетании с упражнениями на сопротивление, лучше справляются с психологическими тестами, в которых нужно быстро переключаться с одной задачи на другую, тактически мыслить, сосредоточиваться и активно использовать память. В 2016 году в статье журнала «Neurology» отмечалось, что разница в биологическом возрасте мозга у тех, кто регулярно занимается физическими упражнениями, фитнесом, спортом, и тех, кто физически пассивен, может составлять десять лет! Наконец, есть доказательства того, что физическая активность помогает уменьшить когнитивные нарушения при шизофрении и при болезни Паркинсона.

Как говорится, играй в хоккей, и в старости тебе не грозит болезнь Паркинсона. Увы, не всё так оптимистично, как и ответ на четвертый вопрос: «Почему спорт вреден для мозгов?» Ученые Бостонского университета после нескольких лет исследований назвали виды спорта, которые чаще других способствуют развитию болезни Паркинсона: бокс, футбол, хоккей. Они привлекли к исследованию более 700 человек, у которых были обнаружены признаки болезни Паркинсона, и выяснили: люди, которые занимались этими видами спорта, в шесть раз чаще остальных подвержены разрушению нейронов головного мозга и как следствие - утрате памяти, слабоумию. Данные были подтверждены в ходе анализа магнитно-резонансной томографии добровольцев. И дело здесь не только в травмах головы. Профессиональный спорт редко обходится без травм, которые дают о себе знать много позже болевыми приступами. Постоянные болезненные ощущения негативно влияют на интеллектуальные возможности человека.

Бывший начальник медицинского центра Континентальной хоккейной лиги, руководитель центра сотрясений головного мозга Института системного качества в спортивной медицине Борис Тарасов: «Опасность в том, что множественные сотрясения головного мозга у спортсменов приводят к повреждению головного мозга, называемому энцефалопатией. В головном мозге постепенно – месяцами или годами — начинает накапливаться белок, похожий на белок при болезни Альцгеймера. Когда этого белка становится много, он повреждает нервные клетки, вызывая тяжелейшие головные боли, депрессию, паркинсонизм, нарушение памяти и ориентации, психические расстройства, вспышки неконтролируемой агрессии и суициды».

Пожалуй, достаточно научных фактов, пришло время сделать выводы.

Вывод первый. Крайне несправедливо упрекать в недостатке мозгов только спортсменов. Просто они – публичные люди, их видно намного чаще, чем представителей большинства других профессий, никого не буду здесь обижать. Их знают в лицо, о них больше рассказывают журналисты. На самом деле недостаточно умных среди обычных людей даже больше, чем среди спортсменов. Кстати, по поводу пресловутой тормозной реакции на телекамеру многих спортсменов. Если обычного непубличного человека внезапно поставить перед микрофоном, он чаще всего впадает в ступор и говорит полную ерунду. И выглядит куда глупее, чем спортсмен.

Вывод второй. Не буду оголтело защищать спортсменов. Эмоциональный интеллект и его составляющие у большинства спортсменов как индивидуальных, так и командных видов спорта находятся на низком и среднем уровне – это тоже научно доказанный факт. Спортсмены не всегда умеют распознавать свои эмоции и эмоции других людей, контролировать их. В свою очередь, это может негативно влиять на эмоциональную устойчивость спортсменов в момент соревнований, на результативность их спортивной деятельности в целом, на их образ жизни. Поэтому нужно не критиковать за это спортсменов, а помогать им, проводить мероприятия по развитию эмоционального и умственного интеллекта. Чем быстрее люди, отвечающие за хоккей в России, это поймут, тем лучше будет для этого вида спорта и его представителей. Не зря ведь говорят, что хоккей – это на 10% физическая сила и на 90% - умственные способности. Успешно реализующаяся программа по развитию карьеры профессиональных спортсменов «Игровой интеллект» и недавние попытки программы всестороннего развития молодых хоккеистов «Next to hockey» - первые шаги на этом длинном пути.

Вывод третий. Две основные причины того, почему спортсмены не развивают свои умственные способности и не используют данные им благодаря спорту преимущества, понятны: у них на это нет времени, а обществу это не особенно нужно. Но есть и третья банальная причина – человеческая лень. Люди по природе своей ленивы, не только спортсмены и не только хоккеисты. Но если преодолеть лень ради хоккея у многих получается, то преодолеть лень ради знаний, получения образования, тренировки интеллекта и всестороннего развития выходит гораздо хуже. Борьбе с хоккейной и околохоккейной ленью будет посвящена одна из ближайших статей.

И напоследок пара эпизодов одного интервью. Как вы думаете, с кем беседовала журналист Марья Михаленко в 2011 году? Не спешите с ответом, сначала прочитайте:

– Последнее, что прочитали?
– Сейчас я сразу пару книг читаю. Одна – биография «Фотолетопись Булгакова». Неплохая книга, с фотографиями. Видно, что человек, который ее написал, провел большой объем работы, постарался. Всегда ведь интересно знать не только творчество, но и жизнь знаменитых, великих людей. Вторая книга зарубежного представителя Николаса Спаркса. Кажется, она называется «Рай».

– Это вас впечатлил «Дневник памяти»? Поэтому Спаркс?
– Нет. Оба раза купил его книги случайно. Увидел «Послание в бутылке» – прочитал, потом летел из-за границы в Россию, посмотрел название книги, оказалось, опять Спаркс. Но я не возражаю. В его произведениях, даже для меня, человека, который не силён в английском, все доступно и понятно. Можно почитать.

– Экранизацию «Послания в бутылке» видели?
– Да. Неплохой фильм. Режиссер – человек с тонким взглядом на жизнь. Он поставил кино для такого обыкновенного человека, скажем, как я, и у меня появилась возможность сопоставить свои представления о фильме и о героях с видением режиссера. В любом случае, конечно, с Достоевским не сравнить. Но вполне достойно...

– Ваша любимая цитата? Знаю, вы их выписываете.
– В мире очень много умных людей, и столько же хороших изречений. Давайте, процитирую вот это: «Во многой мудрости много печали. Кто умножает познание, тот умножает скорбь».

– Говорят, что в Санкт-Петербурге свет исходит от всех людей.
– Это все изнутри идет. Если человек находится в Питере, и он восхищен этим городом, ему все видится в радужном цвете. И город, и люди. А если с другим настроением, то и Питер не поможет, и люди не помогут. Если человек адекватный, здравый и ищет во всем максимум положительного, то ему, наверное, попроще будет это найти, и он будет оптимистичнее, чем когда человека мало что устраивает. Он мало что и видит. А, в целом, Питер прекрасный город. Для меня он любимый. И в плане архитектуры, в том числе. Люди? Ну, люди обыкновенные. Но Питер, наверное, не зря считается культурной столицей. Мне просто есть с чем сравнить, я сам из Новосибирска, и когда приехал в Питер, мне сразу бросилось в глаза, что люди там немного другие. Более спокойные.

– Есть какое-то качество, которое сейчас стараетесь привить своим детям?
– Хотим, чтобы они выросли адекватными самостоятельными людьми. Надо, конечно, иметь серьезное образование, чтобы воспитывать детей. Но опять же в этих умных книгах по воспитанию сказано, что даже отсутствие образования может любовью все компенсировать. К счастью, у меня жена окончила университет с красным дипломом. У нее как раз специальность «Психолог семьи и детства». Хотя не так просто реализовать свои знания на деле. Но мы пытаемся. И опять же любовь на первом месте.

– В вашем любимом фильме «Форест Гамп» есть фраза: «Мама говорила, что человеку нужно только самое необходимое. Все остальное – это показуха». Согласны?
– Знаете, можно и так. Но опять же. Другой человек сказал, что нужно уметь жить в достатке и в скудности. Тут много вариантов. Но что человеку надо? Наверное, чтобы с ним рядом был человек, который его любит и понимает. Думаю, этого будет достаточно.

– Старший сын все-таки идет по папиным стопам.
– Это просто один из вариантов. Ведь спортсмен – такой же человек, как и миллиарды других людей. Единственное, что его отличает от остальных, что в силу своей профессии он больше физически развит и внутренне более целеустремлен. Наверное, это качество не развить, оно дано от рождения. Это не значит, что у остальных людей этого качества нет. Просто это дело случая. И, возможно, человеку просто не предоставили право выбора, чем он хочет заниматься. Поэтому я стараюсь дать сыну максимум возможностей попробовать себя… Я сыну говорю, что хоккеисты - умные люди. И что он должен хорошо учиться, знать языки...

Я специально опубликовал приличный отрывок из интервью. Чтобы показать, что хоккеист может быть умным собеседником. Все эти слова принадлежат хоккеисту Константину Горовикову, двухкратному чемпиону мира, двухкратному обладателю Кубка Гагарина, сейчас входит в тренерский штаб олимпийской сборной России по хоккею.

На рисунке к этой заметке мышонок Микки Маус – талисман команды «Тампа-Бэй Лайтнинг», обладателя Кубка Стэнли 2020 года. После прочтения этой заметки надеюсь, все поняли, что мышь здесь не просто так.

Добавить комментарий