А если бы в команде был психолог?

А если бы в команде был психолог?

В национальной программе развития хоккея «Красная машина» слово «психология» упоминается больше ста раз. На молодежном чемпионате мира по хоккею психолога в тренерском штабе не было.

На молодежном чемпионате мира по хоккею (Канада, Эдмонтон, 25.12.2020-05.01.2021) сборная России решала свои задачи не только на льду:

  • Перед началом турнира – важно сохранить спокойствие в условиях серьезного информационного давления, когда от молодых хоккеистов вся страна (болельщики, тренеры, эксперты, политики, журналисты) ждала только победы,
  • Во время группового этапа – необходимость собраться после проигранного матча сборной Чехии, осложнившего выход в плей-офф с удобного места,
  • Во время группового турнира – не впасть в эйфорию после стартовой победы над сборной США, разгромной победы над Австрией, принципиальной победы над Швецией,
  • В ходе плей-офф – необходимость собраться после крупного проигрыша канадцам в полуфинале, чтобы выйти на матч за бронзу,
  • После турнира – выдержать информационное давление после проигрыша финнам в «бронзовом» матче и в целом неудачного командного, а для многих – и индивидуального результата.
  • В ходе всего чемпионата – необходимость перестроиться всей командой в ходе матча, который вдруг пошел не по сценарию (в проигранных матчах с Чехией, Канадой, Финляндией, выигранных с трудом матчах с США, Швецией, Германией),
  • В ходе всего чемпионата - необходимость перестроиться персонально после совершенных ошибок (а их в исполнении наших хоккеистов было очень много).

«У моих игроков — большое будущее. И чтобы вырасти в матерых игроков они должны уметь проходить и через такие поражения», - сказал главный тренер сборной России Игорь Ларионов после поражения сборной Канады. Красиво сказано, но это – слова, которые непросто применить молодым хоккеистам, для которых удачи или неудачи на таких турнирах могут помочь стать лучше, а могут остановить развитие как хоккеистов. Достаточно вспомнить судьбу Марка Висентина, одного из самых талантливых и перспективных канадских вратарей, который «сломался» после поражения сборной России в финале молодежного чемпионата мира – 2011. Он, выбранный в 2010 году под №27 на драфте Национальной хоккейной лиги, сыграл там всего одну игру, а карьеру завершил в 26 лет, проведя последний в карьере сезон в венгерском хоккейном чемпионате.

Проблему Марка Висентина, как и перечисленные выше сложности не может решить только хоккейный тренер, при этом не имеет значения, жесткий он (как Валерий Брагин) или мягкий (как Игорь Ларионов). Эти проблемы может решить профессиональный психолог. Психолог для хоккея вообще имеет огромное значение, здесь психология вообще везде: конкуренция внутри команды и выстраивание отношений с партнерами и тренерами; преодоление себя, например, борьба с ошибками и стрессом; постановка целей, достижение личных и командных результатов. Да Бог с ним, с хоккеем – психолог важен для хоккеиста, который в первую очередь – человек, в спортивной судьбе которого не обойтись без решения житейских и хоккейных проблем. И если психолога в нужный момент нет рядом, всё может быть очень плохо - как в спортивной карьере, так и вообще в жизни.

В Национальной хоккейной лиге, если верить публикациям в СМИ и комментариям российских хоккеистов, этому вопросу уделяют серьезное внимание. Джон Гордон, автор американского бестселлера «За рулем своей карьеры», в 2020 году рассказывал: «Раньше почти все стеснялись говорить, что в команде есть психолог. Теперь, когда вы говорите: «У нас есть спортивный психолог», его воспринимают как тренера. Это не клеймо. Это служба поддержки». В 2017-м Вячеслав Фетисов вспоминал об Олимпиаде в Солт-Лейк Сити 2002 года: «Мы делали много вещей, связанных с психологией. У меня был опыт работы в «Нью-Джерси» – одной из лучших хоккейных структур в мире, где к этим моментам относятся очень внимательно». О месте психолога в команде рассказывал и участник нынешнего молодежного чемпионата мира в составе сборной России Владислав Фирстов (Университет Коннектикута, NCAA, проспект команды НХЛ «Миннесота Уайлд»): «Психолог работает с нами больше над хоккейным мышлением. Рассказывает нам как мы должны подходить к играм, как мы должны думать, на чём должны быть сфокусированы. Разбирает те мелкие детали, которые помогают хоккеистам раскрыться и играть намного лучше. Некоторым трудно бывает справляться со своими мыслями».

Но смотрим на состав тренерского штаба сборной России перед неудачным для неё молодежным чемпионатом мира. В нем – 15 человек, все люди, наверное, важные для команды: глава штаба, главный тренер, старший тренер, тренеры (2 человека), тренер вратарей тренер по ОФП, спортивный директор, координатор штаба, начальник штаба, аналитик, врач, массажист, менеджер по экипировке, пресс-атташе, менеджер по маркетингу. Психолога в штате нет. Все психологические проблемы, которые свалились в Канаде на сборную России и её игроков, решались, наверное, замечательными людьми и прекрасными тренерами, но не профессиональными психологами. А много ли в нашем хоккее тренеров, про которых можно сказать: «Вот он – самый настоящий психолог». Есть подозрение, что на тренерском мостике в Эдмонтоне таких не было, или их психология сработала не до конца. 

Теперь посмотрим глобально - на национальную программу спортивной подготовки по виду спорта «Хоккей», более известную как «Красная машина» (срок реализации – 11 лет с 2020 года). Именно по ней сейчас моделируется развитие хоккея в России. Основательный документ, в котором прописаны все аспекты подготовки хоккеистов. Слово «психология» с падежами упоминается в 321-страничном документе более ста раз – в текстах, в таблицах, с количеством часов, которые должны уделяться вопросам психологии при подготовке хоккеистов на разных этапах их спортивной карьеры! Например:

  • «В современном хоккее существенно возросла роль интегральной подготовки, которая обеспечивает синтез и оптимальное соотношение физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготов­ленности. Именно она способствует прогрессу показа­телей спортивного мастерства хоккеиста».
  • «С ростом спортивного ма­стерства хоккеистов от одного этапа подготовки к другому абсолютная и относительная величина вклада интеллек­туальной, теоретической и психологической подготовки увеличивается».
  • «После 15 лет антропометрические показатели хоккеистов отходят на второй план и уступают место специ­фическим качествам, определяющим эффективность со­ревновательной деятельности – оперативности мышления, технической оснащенности, тактической и теоретической подготовленности, психологической устойчивости, игро­вому интеллекту».
  • «Интегральная подготовка обеспечивает координацию для непосредственной реализации в соревновательной деятельности различных видов подготовки: технической, физической, тактической и психологической».
  • «Требования к психологической подготовке на этапах на­чальной подготовки и спортивной специализации сводятся к обеспечению условий для решения следующих задач: воспитание моральных качеств хоккеиста; создание условий для развития инициативности и дисциплинированности; воспитание волевых качеств; совершенствование восприятия и, в частности, развитие специализированных видов восприятия, таких как «чувство льда», «чувство клюшки и шайбы», «чувство ворот», «чувство времени и пространства»; развитие внимания, его устойчивости, сосредото­ченности, распределения и переключения; создание условий для формирования тактического мышления; содействие развитию способности управлять сво­ими эмоциями».
  • «На этапах высшего спортивного мастерства и со­вершенствования спортивного мастерства требования к психологической подготовке предполагают решение следующих дополнительных задач: содействие формированию спортивного коллектива и благоприятного психологического климата команды; совершенствование восприятия и, в частности, развитие специализированных видов восприятия, таких как «чувство льда», «чувство клюшки и шайбы», «чувство ворот», «чувство времени и пространства», «глубинного» зрения, восприятия движений; психологическая подготовка к конкретному матчу».

Золотые слова! А подробное содержание, где бы про это прочитать? Не хватает конкретных деталей, прописанных инструментов реализации. Кто все эти сто с лишним слов будет на местах - в спортивных школах и клубах - внедрять? На сайте Федерации хоккея России в разделе «Национальная программа подготовки хоккеистов «Красная машина» опубликовано 13 документов. Ни в одном из них пока детально не раскрываются психологические аспекты хоккея и хоккеистов. Тем временем, как посетовал в 2019 году известный спортивный психолог Вадим Гущин, «в спортшколах отбирают ребят, которые одарены прежде всего координационно, физически и технически. Психика остается надстройкой, на которую обращают внимание во вторую или третью очередь».

«Сейчас мы с тренерским составом и Федерацией хоккея России совместно анализируем и разбираем ошибки, которые были допущены. Выводы будут сделаны, они будут учитываться при подготовке команды к молодежному чемпионату мира 2022. Мы продолжаем работать в рамках действующей стратегии Федерации хоккея России», - сказал сохранивший свой пост главный тренер сборной России Игорь Ларионов.

В связи с этим есть три предложения:

  • В национальной программе подготовки хоккеистов «Красная машина» должен появиться специальный раздел, пусть это будет документ №14 «Психология в хоккее»: обоснование, методология, рекомендации, внедрение, подготовленный профессиональными психологами, разбирающимися в хоккее. Тем более они привлекались к разработке программы «Красная машина».
  • В состав тренерского штаба молодежной сборной России (и всех других сборных, особенно там, где играют молодые хоккеисты) должен быть введен на постоянной профессиональный психолог, работающий в тандеме с главным тренером. На постоянной – потому что психолог, как и тренер, не должен общаться со спортсменом раз в год по телефону, это постоянный диалог.
  • В состав хоккейных спортивных школ, в структуру хоккейных клубов должны войти профессиональные психологи. Это задача государственного уровня, потому что это изменения в штатных расписаниях, должностные инструкции, фонд заработной платы. Но к этому обязательно придут, положительный опыт уже есть, например, в Академии хоккея «Ак Барс».

О том что хоккейным командам в сложных ситуациях может помочь профессиональный психолог, ещё в 1986 году авторитетно заявили К. Р. Ставицкий и Н. А. Государев из Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры в статье «Оперативная психологическая помощь хоккейной команде» (в качестве примера там разбирался опыт команды по хоккею с мячом). Вот некоторые высказывания этой статье, чем-то они напомнили ситуацию, возникшую в сборной России во время молодежного чемпионата мира:

«В связи с постоянным совершенствованием тренировочного процесса хоккеистов высокой квалификации и повышением тренировочных и соревновательных нагрузок особую роль приобретает психическая готовность спортсменов к выполнению специфической спортивной деятельности. Вот почему стали привлекать психологов к работе в хоккейной команде. Психолог решает многочисленные задачи, направленные в конечном счете на реализацию в ходе матча функциональных, технических и тактических возможностей хоккеистов, а также тренерских установок на игру. Одной из наиболее специфичных и напряженных форм деятельности психолога в хоккейной команде является его работа, нацеленная на срочный вывод команды из кризисного состояния…»

«Успех работы психолога, с нашей точки зрения, прежде всего предопределило полное взаимопонимание и взаимосодействие со старшим тренером команды, а благодаря этому и с игроками. Практически ни разу не получалось так, чтобы психолог внушал во время сеанса психорегуляции одни установки хоккеистам, а тренер на собрании команды — другие. Это и обеспечило успешность работы по психорегуляции, а в конечном итоге и результативность игры команды…»

«Мы полагаем, что работа с ключевыми игроками команды в каждой из ее линий (а при необходимости и с вратарями) наряду с рекомендациями тренерам по психологической тактике работы с командой в целом внесла определенный вклад в изменение отношения игроков к своему делу, психологии поведения и деятельности на поле, в улучшение общекомандной игры и результативности ее ведения отдельными игроками. С каждой встречей команда прибавляла и в уверенности в успешном завершении турнира…»

«Работа по психодиагностике и психорегуляции в кризисных для команды ситуациях возможна (с соответствующей коррекций) и в других игровых видах спорта (хоккее с шайбой, на траве). Однако намного полезней проводить целенаправленную работу по психологической подготовке хоккеистов начиная с подготовительных сборов и вести ее планомерно и целенаправленно в течение всего сезона. В таком случае можно будет избежать многих провалов и стрессовых ситуаций во время турнира, а «скорая психологическая помощь» не потребуется».

На фото к заметке: игрок сборной России не смог сдержать слез после проигрыша сборной Финляндии в матче за третье место.

Добавить комментарий