Тренеры обсудили мировые тенденции в развитии юношеского футбола

Тренеры обсудили мировые тенденции в развитии юношеского футболаВ Ярославле, в гостиничном комплексе “Любим” прошел учебно-методический семинар для тренеров детских и юношеских команд Ярославской области. В этом семинаре приняло участие более 60 тренеров из таких городов как Ярославль, Рыбинск, Ростов Великий, Тутаев, Углич, Переславль и многих сельских муниципальных районов.

Проведение этого мероприятия стало возможным благодаря деятельности РФС, который выделил определенные средства для проведения циклов семинаров в различных регионов России с тренерами работающих в сигменте детско-юношеского футбола. Это целенаправленная политика РФС, для того чтобы искоренить и минимизировать ошибки в сегменте детско-юношеского футбола.

Перед началом семинара Директор РЦПС в сфере футбола «Ярославль» Андрей Глот представил гостей – Технического  директора РФС Андрея Владимировича Лексакова и инструктора «Академии тренерского мастерства» Михаила Михайловича Полишкиса.

В ходе рабочей программы были проведены не только теоретические занятия на темы «Мировые тенденции подготовки юных футболистов» и «Структура подготовки в юношеском футболе».  

Семинар проводился на различных территориях в два дня и сочетал в себе теоретические и практические занятия, анализ практических занятий, и так называемый круглый стол, на котором можно было получить ответы на интересующие вопросы.

Можно сказать, что задачей данного курса являлось не научить тренировать, а повышение уровня знаний тренеров и обмен опытом. Кроме того, в ходе семинара специалисты обсудили, над какими качествами необходимо работать с молодыми футболистами и на какие компоненты нужно делать акцент в процессе обучения игроков, чтобы быть конкурентоспособными на соревнованиях самого высокого уровня.

Эта встреча была направлена на то, чтобы обогатить друг друга знаниями. Представители РФС делились интересными наблюдениями и тем анализом, что мы видим в других российских футбольных школах и поделились опытом наших зарубежных коллег. В этой презентации собрано, наверное, все, что сейчас волнует тренеров детских школ. Причем не только наших тренеров, но и зарубежных, работающих в разных сегментах юношеского футбола в других странах.

Технический директор РФС Владимирович Лексаков выступил с приветственным словам, после чего прочел лекции на разные футбольные темы, одна из первых — «современные тенденции в развитии юношеского футбола».

 

Тенденции:

- Непостоянство

- Малое количество

- Векторы развития

Тенденция –величина непостоянная, их очень малое количество. Они определяют векторы развития. У каждого тренера собственный взгляд на тренировочный процесс и соревновательную деятельность в рамках которого в ходе семинара были рассмотрены несколько важных вопросов.

Что вы тренируете?

- Элементы

- Действия

- Взаимодействия

- Возможности

- Качества

 

Этот вопрос, пожалуй, наиболее актуален в детско-юношеском футболе и должен перед собой ставить каждый тренер – как вести тенденцию.

Сразу же возникает вопрос –  что для тренера наиболее важно в процессе тренировки, чтобы юноша 8-17 лет со временем попал не в областную команду, как чаще всего происходит, а в  профессиональный футбольный клуб.

По словам Технического директора РФС Андрея Лексакова, для того чтобы подготовить качественного футболиста в большей мере надо уделять внимание элементам.

“Когда дети играют на улице в футбол, то они осуществляют действия, взаимодействия, улучшают качества, но никто им не указывает на какие элементы надо обратить внимание. Для того чтобы попасть в команду мастеров надо уделять больше времени элементам, потому что первая претензия к нам всем, которая будет, к примеру, у Побегалова, когда он получит молодого футболиста – технически не обучен. Побегалов не скажет, что физически не готов. Первая претензия – надо подтягивать техническую оснащенность футболиcта. Речь идет не о его действиях на тренировке, а в элементах выполнения отдельно взятых приемов  – разнообразие технических приемов, эффективность, надежность и в первую очередь быстрота. Сегодняшняя тенденция гласит, что надо выполнять технические приемы на максимальной скорости.

Далее в команде мастеров скажут, что тактически надо встраивать в команду, и только потом отметят, что надо подтягивать физические возможности” – уверен Лексаков.

Так сложилось, что у нас все упражнения по мере взросления футболиста построены на взаимодействиях – в двойках, тройках, четверках. Так тренируются во всей России. Такой взгляд формируется в ведущих наших школах – в “Спартаке”,  “Краснодаре” . А в Западных школах он практически сформирован. Они говорят следующее: “Если я должен научить футболиста взаимодействовать, то для этого сначала я должен научить его выполнению элементов”.

 

Почему? Зачем?

-Достижение максимального результата команды

- Рост профессионально мастерства

- На основании опыта коллег

- Я так решил (Мое собственное видение)

Работа тренера в юношеской команде должна оцениваться ни по занятому месту в финальном этапе Первенства России, а по конечному итогу – сколько игроков он подготовит для профессионального футбола.

Ярчайший пример, когда юноши “Рубина” 1993 года рождения стали чемпионами России. Где сейчас эти игроки? Кем они востребованы? Разошлись по молодежным командам, а кто-то вообще закончил карьеру.

Бывшие профессиональные футболисты часто тренируют подрастающее поколение на основании опыта – как тренировались сами. И это самая большая ошибка наших тренеров, потому что они должны понимать, что рядом c ними тоже были талантливые футболисты, но не смогли выжить.

В своем выступлении Андрей Лексаков отдельно остановился на том, что тренеры не могут контролировать сегодня функциональные возможности (здоровье) своих футболистов. По его словам один игрок будет выживать, а остальные 19 будут умирать с болезнями.

“Объективные данные РФС свидетельствуют, что в шести московских школах, которые готовят игроков в профессиональный футбол, на выходе 40 процентов люди хронически больные, начиная от проблем с сердечно сосудистой системой и заканчивая болезнями внутренних органов – желудок, печень. Это происходит от того, что тренеры неправильно воздействуют на ребят. В российском футболе все вертится на мнении отдельно взятого тренера, что мы считаем неправильно. Тренер может творить,  но только в рамках единой методической направленности. У нас же один тренер дает тест Купера, другой его не дает и на тренировках только играет в футбол, что ведет к дисбалансу, даже в рамках одной спортивной школы”.

В данном случае, предполагая рост спортивного мастерства, мы должны опираться на опыт коллег, потому что даже Фабио Капелло на одном из семинаров сказал одну хорошую вещь. Он говорил, что тренер должен быть вором, то есть должен воровать все хорошее, что есть у коллег и естественно применять это в тренировочном процессе. А собственное мнение оно всегда было, есть и будет, так как мы субъективные личности, которые видят футбол по-разному. Один из нас может считать, что это хороший игрок, а другой придерживаться противоположной точки  зрения.

 

Когда тренируем?

- Период года

- Месяц

- День недели

- Время суток

Здесь для всех  тренеров кроется процент ошибки. Тренер никогда не будет идеально проводить тренировочные занятия. Он должен всегда понимать, что как тренер каждую секунду ошибается и должен минимизировать процент этой ошибки. Любой тренер каждую секунду ошибается, а в детском футболе это просматривается ярче чем в профессиональном, потому что у него 20 игроков совершенно разного по психофизиологическому критерию, по физическому состоянию, по мышлению, образованию игроков. Тем более разные по биологическому возрасту, который многие специалисты практически не учитывают.

К примеру, в одной детской команде есть футболисты, которые родились в январе и декабре, а это, как понимаете год разницы. Значит, к ним должен быть различный подход  в тренировочном процессе.  У нас же детские тренеры не учитывают этот момент и тренируют всех одинаково. Одному этой нагрузки будет достаточно, другому – легко, а третьему, образно говоря, по окончании тренировки можно вызывать реанимацию.

“В таком случае по мере взросления будет раздражение с двух сторон: ваша и игрока – убежден Лексаков, – Каждый тренер должен иметь полное представление, когда и в какой день недели, время суток, он должен умести свои тренировочные занятия. Кроме всего наставник обязан  учитывать, кто принимал участие в игре, а кто – нет.

Есть благоприятное время для проведения тренировочных занятий. Когда мы его не учитываем, то опять же возникает раздражение футболиста”.
Тренеры обсудили мировые тенденции в развитии юношеского футболаМногие детские тренеры рассуждают, что в детско-юношеском футболе есть  три периода – подготовительный, соревновательный и переходный. Стоит ли говорить что у технического директора РФС свой взгляд на это мнение.

“Мы считаем, что таких периодов быть не должно, потому что их просто нет! Если это будет укладываться в периоды, то тогда это будет укладываться в традиционную некую форму и содержания советских ученых: объем, интенсивность, потом снижение. Нельзя в январе работать над быстротой, а в июне ее не развивать. Скорость не станет развиваться и своими воздействиями вы можете ее угасить, потому что вы до этого его нагружали.

Поэтому, когда мы что-то тренируем, следует говорить о неких типичных микроциклах, где можно уложить тренировочные занятия определенной направленности. Надо уложить занятия и последовательно реализовывать, а вариативность ваших занятий все равно будет проходить в двух фазах игры – атакующих и оборонительных действиях”. 

Как ни странно самым важным препятствием для реализации всех тренерских планов являются соревнования, когда за десять дней игроки проводят по 7 игр. Возникает вопрос: Что потом делать с юным футболистом, который был задействован в таком плотном графике.

Как оказалось, по физиологическим критериям юноша должен отдыхать десять дней, потому что у него все ресурсы выжаты, в том числе и эмоциональные. А теперь, задайте себе вопрос – вы позволяете отдыхать 10 дней своим пацанам? Нет! Значит пошло накопление отрицательного эффекта.

В итоге мы встречаемся с таким фактом, что лучшие игроки могут проводить за календарный год до 80 матчей. Встает риторический вопрос – когда они тренируются и что с ним потом происходит. Когда тренеров обвиняют, что они не готовят игроков, то они имеют полное право говорить об изменении системы соревнований. Этот фактор существенно влияет на конечную подготовленность футболиста, потому что определенному количеству лет ему не чем топить свой организм, а он должен в “Шиннике” конкурировать со взрослыми, выжившими организмами, которые способны выдерживать любую нагрузку.

Поэтому когда мы говорим о каких-то периодах, мы должны говорить о круглогодичном цикле тренировок, соответственно возрасту юного футболиста и его индивидуальных особенностей организма.

Еще раз скажу: не надо бояться признавать своих ошибок – подчеркнул Лексаков. – Ошибаются все! И если вы мне сейчас поручите неделю тренировать какую-то группу и решите проверить насколько я идеальный специалист, то  я каждый день буду ошибаться – в величине нагрузки каждого взятого футболиста, в выборе упражнения, дозировке. Я просто буду думать – как минимизировать эти ошибки. Для это я буду писать, читать, планировать, моделировать и так

 

Где тренируем?

- Место проведения тренировочного занятия

- Место реализации тренировочного упражнения

Все мы всегда хотим тренироваться на футбольном поле. Почему? Если  у нас задача – развитие скоростно-силовых качеств, то зачем нужно футбольное поле!? – сокрушался Лексаков. – Место тренировочного занятия должно напрямую зависеть от задач, которые тренер напрямую поставил перед этим тренировочным занятием.

“Был в Самаре, где команда вышла на футбольное поле и тренер провел занятие, уложившись в размеры 30Х35. Зачем ему понадобилось все поле? Лучше тренироваться на огороженной  площадке размером 40Х20. Там и мячи не улетают и можно повысить интенсивность.

Место реализации тренировочного упражнения – один из краеугольных камней нашего с вами тренировочного процесса. Мы тренируем футболистов там, где они никогда не играют.Мы должны проанализировать свой тренировочный процесс. Сегодня же мы даем упражнения там и на тех участках тренировочного поля, где наши футболисты в игре не оказываются.

К примеру, есть такое упражнение “квадрат” – то есть держание мяча 6Х6, 7Х7, 8Х8. Если я как тренер не поставлю какую-нибудь правильную задачу, то у меня футболисты будут двигаться в этом квадрате беспорядочно.

Если я нападающий, то его нужно тренировать там, где он в большей мере находится на футбольном поле. Форвард должен попадать в ворота различным способом, с различной дистанции, в условиях единоборств, как перемещаясь по футбольному полю, так и в безопорном положении. Нападающий обязан обладать прыгучестью и, сохраняя равновесие, бить по мячу головой, с лета. Причем и правой ногой и левой”.

“Статистика – это лживая наука, но иногда к ней полезно обращаться. Мы с вами часть единой футбольной системы российской федерации, в рамках которой юные футболисты готовятся в 2051 школе по всей территории нашей страны. За год мы выдаем примерно 40000 юных футболистов, из них 5000 нападающих. Риторический вопрос – назовите пять российских нападающих которые могут обыграть один в один или один в два? Ответ очевиден – их нет! За десять лет у нас вышло 50000 нападающих и не один из них не смог заменить Александра Кержакова” – возмущался технический директор РФС Андрей Лексаков.

В четверг 27 ноября тренеры стали свидетелями практического занятия, которое прошло на искусственном поле стадиона “Шинник”. Занятие вел Сергей Николаевич Сторожев – главный тренер команды “Шинник” – ребят 1999 года рождения.

Представители РФС на конкретном примере одного тренировочного занятия хотели выявить постановку задач и возможность реализации этих задач в конкретном тренировочном занятии.

- “Недавно я был в Омске и стал свидетелем как детский тренер проводит практическое занятие – продолжил технический директор РФС Андрей Лексаков. – При его разборе выяснилось, что тренер долго работал над показательным уроком. В это же время на другом поле один их детских тренеров проводил обыкновенную тренировку. И на 10-й минуте на показательном уроке стало неинтересно и все понятно, поэтому я пошел смотреть на обычную тренировку”.

Инструктор «Академии тренерского мастерства» Михаил Михайлович Полишкис признался, что  остался доволен увиденным на практическом занятии.

- Вы знаете, как это ни странно, обычно я довольно скептично настроен. Но тут, могу сказать, что тренер прекрасно провел тренировочное занятие. Мне в большей степени понравилось методическая последовательность выстроенных упражнений, когда каждое последующее упражнение дополняет предыдущее. Это довольно сложный процесс, но в этом занятии тренеру Сторожеву Сергею Николаевичу удалось справиться. Единственное, он не прибыл, чтобы обсудить тренировку c нашей аудиторией.

На следующий день  практическое занятие воспитанников “Шинника” 1999 года рождения было проанализировано – как всеми тренерами, так и специалистами РФС. В ходе обсуждения высказаны предложения по улучшению проведения тренировочного занятия, а специалисты РФС ответили на вопросы тренеров, обратили их внимание над какими качествами и в каком ключе необходимо работать с подрастающим поколением в сегодняшних условиях. Особо остановились на чем нужно делать акцент, чтобы быть конкурентоспособными на европейском и мировом уровнях.

Два дня мы много общались, разговаривали с тренерами – отметил Полишскис. – Хочу подчеркнуть, чтобы у вас была правильное представление нашего приезда, что мы никого не собирались учить. Это общение, понимание, направление позиций, насколько важен тот или иной сегмент. Иными словами – это сверка позиций, потому что вроде находимся все в одном сегменте, но работаем все по-разному.

Могу сказать, что приятное впечатление произвели тренеры cвоей заряженностью, желанием вникать, слушать, понимать, изменяться и расти.

Если брать топовые школы, то да, вы – отстаете. Но вы должны понимать, что там совсем другой ресурс, другие возможности, инфраструктура и материально-техническая база. Не думаю, что корректно проводить сравнение.

Я не сторонник смотреть тренеру в паспорт. Дело в том, что человек может быть компетентен или нет. Возраст здесь ни при чем. Бывает, что люди и в пожилом возрасте творят чудеса – он моложе не по годам, а по внутренним ощущениям, по состоянию. Мне кажется, на возраст не стоит ориентироваться”.

На протяжении двух дней чувствовалась большая заинтересованность тренеров в вопросах о том, как улучшить качество тренировочного процесса. Очень порадовало отношение  специалистов к самой идее общения.

По окончании семинара Президент обастной федерации футбола Андрей Константинович Золотов нагардил участников семинара специальными сертификатами.

Технический  директор РФС Андрей Владимирович Лексаков и инструктор «Академии тренерского мастерства» Михаил Полишкис  остались очень довольны органиазцией проведения этого семинара.

- Прием очень понравился – отметил Полишскис. – Без преувеличения, Андрей Алексеевич прекраcный организататор, в чем мы лишний раз убедились и на этот раз. Эта объективная оценка его работы. В Ярославле семинар для тренеров был хорошо организован. Я не вижу никаких проблем. Просто молодцы! 

Подводя итоги семинара, тренерский состав отметил важность и значимость работы, которую в последнее время проводит РФС в плане обучения и повышения квалификации тренеров в регионах. Для многих из них подобный семинар стал первым за последнее время, поэтому  прозвучали пожелания, чтобы эти встречи не были единичными, а проходили на постоянной основе.

“Тренеру всегда нужно учиться и идти вперед. Для нас это первый семинар и хотелось бы, чтобы к нам чаще приезжали преподаватели такого уровня”, – прозвучала фраза из уст одного из тренеров.

И в заключении – отдельная благодарность от Андрея Алексеевича Глота за организацию и проведения семинара гостинице “Любим” в лице директора – Гусевой Ольги Владимировны, а также Ольге Присечкиной, помогавшей проводить семинар.

 

Андрей Тараканов




Мы разрешаем и даже приветствуем любые ссылки, копирование, воспроизведение, сохранение, запись, пересылку по сети, трансляцию, распространение любой информации данного сайта только при явном сохранении прямых ссылок на данный сайт.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Теги:
 (голосов: 2)
Просмотров: 1843 Комментарии: (0)

Добавление комментария

Информация

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

Другие новости